Сергиев.ru

День Победы: непростая судьба белорусского партизана

День Победы: непростая судьба белорусского партизана

- В июне 1941 года фашисты начали бомбить нашу деревню. Услышав рев самолетов, я выбежал на крыльцо и увидел такую картину: с неба летели мешки, кругом шум и взрывы.  Позже я узнал, что эти мешки были вовсе не мешки, а бомбы, - рассказывает ветеран.

Герман схватил двух младших братьев и вместе с бабушкой побежал в сторону леса.

- Нам предстояло перебежать вспаханное поле, фашисты увидели нас и стали стрелять пулеметной очередью. Пришлось прятаться в бороздах. До леса мы добрались, когда стемнело.  

В лесу уже были люди. Помню, как взрослые обсуждали, что возвращаться в деревню нельзя, но и здесь оставаться опасно, ведь немцы знали, куда побежал весь народ. Все согласились идти глубже – на болота. Как выяснилось позже, решение было правильным - от того леса почти ничего не осталось.

Из ивняка беглецы сплели лежанки и на болотных кочках заночевали.

- Пили воду прямо из болота, а вот есть было нечего. Через несколько дней голод стал невыносимым. Соседи стали уговаривать меня идти к немцам, чтобы просить разрешения вернуться в дома. Твое имя, говорят, созвучно с Германией, может не тронут тебя. Один идти я боялся, поэтому попросил, чтобы со мной пошел кто-то из взрослых.

Делать было нечего и Герман вместе с дядей Климом – жителем деревни отправился к немцам. Смельчаков встретили настороженно.

- Мы попытались объяснить, что люди хотят вернуться, что дети и женщины мучаются от голода. Немец отправил нас к коменданту, - рассказывает Герман Петрович. – Что меня тогда удивило - комендант по имени Миша в немецкой форме говорил с нами на чистом русском языке. После объяснений дяди Клима нам все же дали добро, пообещав, что никого не тронут. Так жители вернулись в свои дома.

Случай их жизни

Деревня пробыла в оккупации практически всю войну. Много чего произошло за это время с юным Германом.

- Однажды на меня напала собака, - вспоминает Герман Петрович. – Как выяснилось позже животное покусало не только меня, но еще нескольких человек, а также местную медсестру.  Председатель сельсовета по поручению немцев отправил всех пострадавших на лечение, опасались, что собака болела бешенством.  Нас посадили на поезд и отвезли в Минск. Так мы попали в концлагерь, в медицинское отделение, ждали, когда появится лекарство. Раз в день нам выдавали немного хлеба. Помню, как медсестра говорила: «Не ешь все, оставь пленным». Рядом с забором располагалось небольшое картофельное поле. Когда темнело, я полз между борозд и бросал за забор из колючей проволоки хлеб нашим солдатам. Боялся, что меня заметят и расстреляют, но все равно делал то, что должен был. Через две недели оказалось, что лекарства в медпункте при концлагере нет, надо ехать в Варшаву. В один из дней нас посадили в пассажирский состав вместе с немцами и отправили в Польшу.

До сих пор в памяти ветерана свежи события, произошедшее на одной из станций по дороге в Варшаву.

 - По пути мы остановились на станции «Столбцы», - вспоминает Герман Петрович. – Железная дорога здесь была двухуровневая, внизу я увидел другой состав с открытыми вагонами, вроде товарных. Вагоны были вплотную забиты нашими солдатами. Красноармейцы даже пошевелиться могли с трудом, настолько тесно там было. Немцы решили развлечься и бросили в один из вагонов булку. Какая там драка завязалась за эти крохи хлеба! Фашисты наблюдали и смеялись над этой картиной. До слез было обидно за наш народ.

 В Варшаве в больнице Герману и остальным пострадавшим от собаки сделали уколы, но пройти весь курс не удалось, лекарства не хватило. После 36 уколов их отправили обратно в деревню.

Помощь партизанам

К тому времени отец и старший брат мальчика ушли в партизанский отряд, средний – связистом на фронт. Герман к 10 годам остался в доме единственным кормильцем.

В 1943 году мальчик стал помогать партизанам. С 1943 по 1944 годы он был связистом в партизанском отряде «Разгром».

- Я должен был передавать данные партизанам, отряд которых размещался в лесу. Записки, зашитые в шапку, я доставлял ночью. Иначе было нельзя, никто из соседей не должен был видеть меня. Все было в строжайшем секрете. Нетрудно представить, какой жуткий страх испытывал десятилетний мальчик, блуждая в темноте в лесу, опасаясь слежки, - говорит Герман Петрович.

Дом, где жил Герман, был «явочной квартирой». Партизаны приходили сюда погреться, переодеться, выпить воды.

Вспоминает ветеран случай, когда один из партизан подорвался на мине:

«Мне поставили задачу - отвлекать немцев, чтобы соратники смогли забрать его тело. Пришлось копать землю, создавая вид, что готовлю могилу. Тогда нашим удалось выкрасть убитого товарища и достойно его похоронить».

Долгожданная победа и тумаки

День Победы Герман Петрович встретил в родной деревне. Мальчик вместе с такими же подростками восстанавливал колхоз. Взрослых мужчин тогда не было, так что всю тяжелую работу приходилось выполнять детям.

- 9 мая к нам приехал передвижной кинотеатр, показывали картину «Встреча на Эльбе». Шли с ребятами с работы и увидели, что показывают кино. Денег, понятно, не было, решили посмотреть фильм зайцами, но ничего, к сожалению, у нас не вышло. Меня схватил киномеханик и вышвырнул вон, когда я падал, сломал себе ключицу, - рассказывает Герман Кладов. – Вот так вот я встретил долгожданную Победу.

Позже подросток подал на киномеханика в суд. Судья постановил мужчине выплатить мальчику компенсацию в 2,5 тысячи рублей. После этого случая киномеханик сделал Германа кассиром в кинотеатре и платил ему долг.  

После войны мальчик продолжил работать в колхозе, параллельно доучивался в школе. Занятия посещал редко, на это не было времени. В колхозе Герман работал за еду - давали зерно и картошку. Так как мальчик был единственным кормильцем в семье, выбора у него не было, школу пришлось отодвинуть на второй план.

В 17 лет Германа призывают в армию и отправляют в Ленинград в артиллеристско-техническое училище, которое он заканчивает с отличием по специальности «артиллеристский мастер». Позже он едет на службу в Мурманск. Отслужив, он остался на Крайнем Севере в городе Никель на горнодобывающем предприятии. Здесь он окончил горный техникум, женился, здесь же родились две дочки.

Сегодня Герман Кладов живет в Краснозаводске. В Сергиево-Посадский район он переехал три года назад.

- Я прошел долгую дорогу и много чего повидал, - говорит ветеран. – О своих воспоминаниях я написал две книги «Непокоренные». В этих мемуарах вся моя жизнь. Нынешнему поколению хочу пожелать мирного неба над головой и никогда не знать войны.

Ольга НЕЯСКИНА

Фото @ Сергиев.ru