Сергиев.ru

Имеет ли Загорск отношение к фильму "Сталкер" и созданию первого в мире синтезатора?

Имеет ли Загорск отношение к фильму "Сталкер" и созданию первого в мире синтезатора?

"Сталкера" снимали в Эстонии. В районе старой разрушенной электростанции и недалеко от целлюлозно-бумажной фабрики, которая сбрасывала отходы в реку, сильно загрязняя её, что помогло в создании атмосферы Зоны.

Кстати, на месте, где снимался эпизод с заставой ООН, около котельной старого Таллинского элеватора, на трубе до сих пор осталась надпись «UN». В 2006 году на трубе была повешена памятная табличка на эстонском и английском языках о том, что в этом месте снимали фильм «Сталкер».

Отдельные сцены были сняты недалеко от Ленинграда, павильонные съёмки в студии «Мосфильма». Финальные сцены, где Сталкер несёт на плечах свою дочь, а также виды индустриального пейзажа из открытой двери бара — снимали в Москве, в районе Загородного шоссе. На заднем плане видны трубы ТЭЦ-20.

Музыку к этому фильму написал Эдуард Артемьев, который в разные годы жил в Сергиевом Посаде. Так что в какой-то степени наш город имеет отношение к этой картине. Но самое интересное дальше. 

Съемки "Сталкера"

Эдуард Артемьев, Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский

Коротко о жизни Артемьева в Загорске:

Артемьевы жили на Вознесенской улице (тогда Первомайской), на втором этаже двухэтажного дома, который находился недалеко от вокзала - напротив места, где сейчас располагается комплекс «Счастливая 7я». К сожалению, дом не сохранился.

Эдуард Артемьев учился в средней школе №1 и в Загорской музыкальной школе. Мать Артемьева была заведующей библиотекой музыкальной школы, а отец директором мясокомбината.

Интересные факты:

Группа ППК взяла за основу своей композиции Resurrection тему из фильма «Сибириада». Трэк дебютировал на 3-м месте в британских чартах синглов в 2002 году.

Композиция «Поход» («Смерть героя») была использована на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 7 февраля 2014 года в Сочи.

Главная тема из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» — в аранжировке Игоря Матвиенко прозвучала на церемонии закрытия Олимпиады в Сочи, также там прозвучала композиция из фильма «Сталкер».

Николай Зиновьев написал несколько стихотворений на музыку Артемьева, благодаря чему появились прекрасные песни «Полёт на дельтаплане», исполненная Валерием Леонтьевым и «Ностальгия», которую пел Игорь Тальков.

Эдуард Артемьев является экспертом международного экспертного совета Виртуального продюсерского центра «Record v 2.0» и президентом Ассоциации электроакустической музыки при ЮНЕСКО.

Всего Э.Н. Артемьев написал музыку к более чем 170 фильмам, включая популярные фильмы Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.

Начинается самое интересное

Вся музыка из фильма "Сталкер" была написала благодаря первому в мире синтезатору и удивительному человеку, с которым Артемьеву посчастливилось познакомиться...

А знаете ли вы, что первый в мире синтезатор изобрели в СССР?

Его создатель – военный инженер Евгений Мурзин.  

Евгений Мурзин был большим поклонником Александра Николаевича Скрябина. Идею создания синтезатора, который назвал АНС (инициалы любимого композитора), он вынашивал с 16 лет. Кстати, в 24 года Мурзин разрабатывает проект уникального инструмента и представляет его Московской консерватории. Проект произвел впечатление, но из-за ресурсоёмкости молодому гению отказали.

Евгений Мурзин

В 1941 году начинается Великая Отечественная война... Мурзин служит в артиллерии и разрабатывает артиллерийские системы. 1951-м Мурзин становится достаточно влиятельной фигурой, что позволяет ему находить ресурсы необходимые для разработки синтезатора.

По одной из версий, прототип АНС разрабатывался в самом НИИ-5, однако родственники и друзья инженера это отрицают. По словам всех, кто был знаком с Мурзиным, синтезатор собирался в комнате коммунальной квартиры, в которой проживал Евгений Мурзин с семьей. Ему активно помогали паять жена и дочь, а также гости, беседы с которыми не редко проходили в канифольной дымке.

В 1959 году в доме-музее Скрябина состоялась презентация этого уникального музыкального инструмента. Это был первый в мире электронный синтезатор, который мог воспроизводить и генерировать любой звук, превращаться в любой другой музыкальный инструмент.

[video:https://www.youtube.com/watch?v=_jXkFJVF-kI]

 

На синтезаторе Мурзина писал свою музыку Альфред Шнитке, Александр Зацепин использовал АНС для создания музыки к фильму "Бриллиантовая рука", Софья Губайдуллина с помощью этого аппарата работала над звукорядом мультфильма "Маугли", а Эдуард Артемьев сочинял на нем музыку для фильма "Солярис".

Артемьев познакомился с Евгением Мурзиным в 1960 году и серьезно занялся исследованием электронной музыки. Можно сказать, что если бы не изобретение Мурзина, Эдуард Артемьев не был бы так интересен в творческом плане и не раскрыл все грани своего музыкального таланта.

Экспериментировал Артемьев в студии Музея им. А. Скрябина, параллельно работал программистом в НИИ куда его устроил Мурзин. Надо сказать, что знакомство молодого человека с талантливейшим инженером стало для него судьбоносным - он практически первым начал играть на уникальном инструменте, которого еще не было в мире, он не уехал в Магадан, а продолжить жить в Москве. Мурзину нужен был музыкант на постоянной основе - инструмент было необходимо изучать, тестировать, дорабатывать. 

Благодаря этому сотрудничеству сбылась мечта Евгения Мурзина - синтезатор был готов и в 1968 на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции был представлен уникальный фотоэлектрический «АНС». 

Фото @ Сергиев.ru