Сергиев.ru

Когда хочешь быть орком

Когда хочешь быть орком

Настольные игры у нас представляют, как домино, шашки, шахматы и, конечно, многообразие “дисциплин” для игральных карт: от “Дурака” до “Покера”. Особо продвинутые знают о “Свинтусе” или “Манчкине”, но вышеперечисленное лишь слегка высовывающаяся верхушка айсберга. Рассказать о всех вариантах современных настольных развлечений почти невозможно из-за их разнообразия: от гениально-простой “Дженги” (игра, в которой нужно доставать куски башни так, чтобы она не упала) до сложных стратегических “Ужасов Аркхэма”. Тем не менее все настольные игры объединяет одна деталь — для них необходимо что-то физическое (карты, фишки и прочее), но мы расскажем о той, где кроме фантазии вам в принципе понадобятся только шариковая ручка, бумага и смартфон.

Основы героестроительства

Dungeons&Dragons (D&D) — настольная ролевая игра в фэнтезийном мире. “Фэнтези” — это про эльфов, драконов и прочее, что мы все знаем по книгам Толкиена. Создали D&D Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон в 1974 году, с тех пор сменилось пять различных редакций, но основной принцип игры остался неизменен. Вы создаёте своего персонажа, выбирая из нескольких доступных рас (эльфы, люди, гномы и т. д.) и классов (вор, маг, воин и пр.). Определяете его параметры: ловкость, силу, выносливость, интеллект, мудрость и харизму. Затем самое интересное: вы придумываете своему герою квенту — предысторию, чтобы он лучше вписывался в мир игры, были ясны мотивы его поступков, стало очевидно как формировался его характер. В дальнейшем вам нужно будет “отыгрывать” всё, что вы придумали. Этот персонаж будет общаться, а иногда сражаться, с миром игры и другими игроками, выполнять задания, придуманные гейм-мастером, кстати, говоря о последнем...

Вся коммуникация игрока и игры происходит не с помощью физических носителей, за исключением разве что боевых сцен, а именно через диалог с гэйм-мастером — человеком, который придумывает общий сценарий (модуль) для игровой сессии, создаёт “неписей”, персонажей, которыми не управляет игрок, а также генерирует ситуации во время непосредственно игры. Стандартное событие в партии D&D выглядит примерно так:

ГМ: Вы видите, что за вами идут два человека в плащах. Ваши действия?

Игрок: Я начинаю бежать, — здесь игрок должен будет кинуть кубик, в зависимости от полученного значения в сочетании с его показателем ловкости будет ясно, насколько быстро у него это получится. Для таких бросков используется двадцатигранный куб — смартфон нужен именно для того, чтобы скачать на него программу симулирующую кубики. Предположим, выпала единица (худший результат), после чего мастер интерпретирует результат:

ГМ: Ты попытался бежать, но на первом же шагу споткнулся и сломал ногу. Два человека с удивлённым видом проходят мимо тебя и заходят в ближайшую таверну. Что ты хочешь сделать теперь?

Игрок: Проклинаю богов за своё невезение и использую навык лечения, — и так далее.

Игра является одной из самых известных “настолок” по всему миру, но в России всё ещё не столь популярна. Тем не менее найти игроков можно даже в нашем городе.

Посадские подземелья

На постоянной основе в Сергиевом Посаде работают два гейм-мастера: Леонид Круглов и Никита Кузнецов. Они и объясняли мне принципы игры и историю местного мира. “У нас D&D появился два года назад, — рассказывает Леонид. — Сначала играли “прегенами”, заранее подготовленными персонажами, нам тогда показали заготовку с бандитами на дороге. Все сидели заворожённые”. По рассказам Леонида, самый первый сергиевопосадский гейм-мастер водил партии с формулировкой: “Вы только подкармливайте меня здесь”. “В самой первой партии нас было 12 человек, — продолжает Леонид. — Потом нас разделили на две команды, одна играла по субботам, вторая по воскресеньям. У нас был один и тот же сценарий, но проходили все по-своему, так что когда мы в конце сравнили, было крайне интересно понаблюдать. Но потом тот человек, закончил семинарию и уехал к себе на родину, а я остался”. Сейчас к нему присоединился Никита.

У меня получилось посмотреть на одну из игр, на самом деле поучаствовать, но рассказ про путешествие полурослика с синдромом патологического лжеца мы оставим на другой день. Сначала всё кажется крайне сложным, но как только понимаешь основные принципы, концентрируешь внимание на другом: как ведут себя люди. Происходящее напоминает небольшой, или наоборот увеличенный (игра, на которой я присутствовал длилась шесть часов), спектакль. Во время своих ходов игроки моментально меняются, принимают логику персонажей, которыми управляют, практически живут ими на время игры. Да так, что Станиславский был бы доволен!

Интересно, что когда я попросил рассказать об игре, ребята наперебой начали рассказывать мне местные байки: тут и полуорк, который делал из всего зонтики, и мошенник, убедивший деревню в своём божественном происхождении, и многие другие. Понятно, почему игра столь популярна — можешь стать кем угодно, делать почти всё что угодно. Прекрасный вариант уйти ненадолго от работы или проблем. Поначалу слегка напрягает, что в рассказах о приключениях, игроки используют “я”, вместо “мой персонаж”: возникает вопрос, насколько глубоко происходит погружение в игру, но в жизни, все с кем я общался, обычные люди. Например, Голиаф-воин, который во время нашей сессии таскал моего персонажа в качестве детектора магии, в жизни оказался оператором.

Партии проводятся в антикафе “Гранат” по выходным, постоянных игроков у нас в городе около десяти. Сейчас приходят, в основном, “свои”, но с сентября планируется делать сессии для новичков. Поиграть может любой желающий. В конце концов, какому офисному работнику не хотелось на день стать гномом-воином с именем Рагнарек, ну или полуросликом, убегающим от трёхметрового голиафа?

 

Иннокентий Майоров

Фото @ Сергиев.ru