«Кризис — это окно возможностей», — говорят высоколобые экономисты с голубых экранов. Тем самым они нас бесят до невозможности, но в чёмто эксперты правы. По мере истощения кошельков меняются наши потребительские повадки, мы начинаем подругому смотреть на вещи. То, что раньше выкинули бы, глазом не моргнув, теперь стремимся подлатать. Перспективы, на первый взгляд, очевидны — если ты рукодельный и предприимчивый, да ещё и в самом расцвете сил, грех не попытаться создать артель, которая будет наживаться на поломках предметов первой необходимости. В кризис они, по идее, должны процветать. Так ли это — выясняем в диалоге с разнопрофильными мастерами района.
Универсальные солдаты вместо узких спецов
Чтобы выжить на рынке сервисуслуг, учись делать всё! Современные ателье по пошиву одежды, часовые мастерские, «закутки ключников», палатки сапожников тихой сапой либо загнулись, либо переквалифицировались во «всёумеющие центры», где возьмутся приводить в порядок что угодно.
Всё это делают «золотые руки высшей пробы» с многолетним опытом и развитой клиентской базой. Попасть на работу в элитный клуб непросто — в штат на «прикормленное» место не возьмут, а пока на новом месте к тебе пойдёт людской поток, сто раз передумаешь заниматься этим неблагодарным делом.
Вместе с тем, владелица одной из старейших сергиевопосадских мастерских на Клементьевке утверждает, что для её бизнеса наступил неплохой период. С 2014-2015го люди понесли свои вещи в ремонт. В принципе, тезис об окне возможностей подтвердился. Но по иронии судьбы окно у неё… зарешёченное. Успех с нуля в этом бизнесе маловероятен. Потому и предложение не так уж велико.
Кибервоины на страже кошелька
Ещё одно потенциально «хлебное направление» — цифровых дел мастер. Если в каждом доме появилось по 2-3 компьютера и по 3-4 смартфона, логично предположить, что всё это будет «зависать», глючить, приходить в негодность ускоряющимися темпами. За некоторые гаджеты покупатель отваливает по 100 тысяч рублей. Нелогично выбрасывать такие деньги при первой неполадке. Логично нести свой захворавший аппарат в мастерскую.
«Ремонтировать компьютерное железо целыми днями совершенно невыгодно. Провозишься с моделью телефона или ноутбука шесть часов. Глаза и руки устали, всё это время ты не работал с клиентской базой, не читал ничего нового. А заработал всего 500—800 рублей, которые тут же и проел в ресторане типа «фастфуд». Вроде пахал, а толку чуть», — так выглядит бизнес добросовестного компьютерного мастера глазами одного из местных «цифровых гуру», не желающего больше этим заниматься.
Куда выгоднее переустанавливать на компьютеры пиратские версии операционных систем и программ. Без Windows и других операционных систем и программ любой искусственный интеллект недееспособен и рабочим инструментом аппарат не станет. Объявления типа «Компьютерный мастер «не фирма» — из этой сферы. Правда, есть один важный нюанс: самые прибыльные бизнес-схемы по установке «левых» программ с некоторых пор носят вполне уголовный оттенок — пиратство.
Угрюмые супруги
Самая несговорчивая категория сервисменов — мужья на час. Девять из десяти наотрез отказываются разговаривать с газетой даже на правах анонимности и понятно почему. «Закон о самозанятых» проехался по ним катком. Выходить из тени, судя по всему, мастера на все руки не стремятся. По крайней мере пока.
Если верить порталу «Авито», услуги мелкого универсального ремонта по дому в Сергиевом Посаде сейчас предлагают около 50 человек. Цена «нормочаса» и вызова колеблется от 100 до 1500 рублей. Нижняя граница диапазона нереалистична и выглядит скорее заманухой. Конкуренция приличная, что повышает качество работ и перечень оказываемых услуг. Встречающиеся в интернете истории о «баснословных деньгах», которые мастера зарабатывают, накручивая стоимость услуг — красивая сказка, которая практически не работает в современных условиях. Реальные доходы колеблются в диапазоне от 30 до 60 тысяч рублей.
Основные риски, с которыми сталкивается мастер этого профиля, — низкая платёжеспособность клиента, желание клиента (преимущественно одинокой женщины) уклониться от оплаты или расплатиться с ним альтернативным способом, ну и… заоблачные требования к квалификации. «Назвался мужем на час — должен уметь всё! Электроприборы вроде микроволновки чинить в том числе!» Поэтому часть мастеров рассматривают эту деятельность сугубо в виде подработки по вечерам, не уходя с основной работы.
Наш ответ Чемберлену
А точнее, зажиточному сервисному центру — сделать самим. Криво, непрофессионально, некрасиво — зато практически бесплатно. Там, где это возможно. Такая тенденция тоже наблюдается по мере роста цен на услуги. Если клиент чувствует, что ремонт спекулятивно дорог, он собирает волю в кулак и включает внутреннего Кулибина. Старая пословица «Не боги горшки обжигают» из той же оперы. И видеоинструкции из интернета нам в помощь. Так, один из депутатов Сергиево-Посадского горсовета поделился с нами историей о том, как он самостоятельно отремонтировал очки собственной бабушке, тем самым сэкономив порядка полутора тысяч рублей.
Их ответ Чемберлену
«Наблюдаю тенденцию падения ремонтопригодности любых изделий, в том числе очков, вне зависимости от стоимости», — делится своими взглядами на перспективы всевозможных сервисов мастероптик Денис К. По его словам, оправы очков за пятьдесят тысяч и за три тысячи рублей ломаются совершенно одинаково и часто не подлежат восстановлению никакими манипуляциями. Так подло на кризис реагируют производители.
Есть и другие примеры. «Мы практически не брались ремонтировать китайские мотоциклы», — рассказывает о своём бывшем бизнесе Сергей Р., некогда совладелец мотомастерской. Качество запасных частей было настолько низким, что гарантировать скольконибудь длительную работу «лихого» транспортного средства мастера не могли. Не случайно стоимость мотоциклов из Поднебесной после года эксплуатации может падать в четыре раза.
И вообще, по наблюдениям этого сегмента сервиса, с 2015-го наблюдалось резкое падение интереса к ремонту мототехники, которую в России многие попрежнему воспринимают не как средство передвижения, а как развлечение.
Прямым рукам кривые извилины
Ступая на скользкую тропу рукоделия, каждый должен помнить: высочайшая квалификация без хорошей рекламы не стоит ровным счётом ничего. Успешная мастерская имеет собственный сайт, страничку в социальной сети с пятью тысячами подписчиков, мелькает в средствах массовой информации — в газете «Вперёд», например. Затраты на раскрутку могут вдвое превосходить стоимость основных фондов бизнеса, потому перед тем, как нырять в «окно возможностей», сто раз подумайте: а готовы ли вы идти до конца и посвятить этому всё свободное время?
Сергей Рунько