Сергиев.ru

НововвЕГЭния

НововвЕГЭния

Каникулы подошли к концу. Относится это не только к взрослым, медленно выползающим из ­- за праздничного стола, но и к школьникам, у которых 8 января началась финишная прямая к экзаменам. В декабре и январе традиционно объявляют об очередных нововведениях в ЕГЭ. Смотрим, как его модернизировали на сей раз.

Даты

Начнём с недавно опубликованных дат проведения. Первыми из основных экзаменов станут география и литература, которые пройдут 27 мая. 29 мая состоится первый обязательный — математика (базовый и профильный уровни). 31 мая — история и физика. Затем второй обязательный — русский язык 3 июня. ЕГЭ по химии назначили на 5 июня, по обществознанию на 10­е, а через три дня последние два испытания — биология, информатика и ИКТ. Отдельно стоит иностранный язык: письменная часть состоится 5 июня, устную будут принимать два дня — 7 и 8 июня.

Новинки

Теперь, собственно, к изменениям. 14 декабря совместными приказами Минпросвещения России и Рособрнадзора утвердили новый порядок сдачи Единого государственного экзамена.

Одна из самых интересных новинок вновь касается иностранного языка — помимо английского, испанского, французского и немецкого теперь можно выбрать китайский. Иностранный язык, напомним, станет обязательным для ЕГЭ с 2022 года. Судя по интервью чиновников, обязательный экзамен значительно упростят по сравнению с нынешним «по выбору»: возможно речь пойдёт об очередном делении на «базовый» и «профильный» уровни. Судить об этом, правда, пока рано — первые пробные варианты обещают опубликовать не ранее 2021 года.

В 2018 году ходили упорные слухи, что «обязаловку» ещё расширят. Чаще всего говорят, что в этот перечень включат историю. Глава Рособнадзора Сергей Кравцов в интервью, опубликованном 24 декабря, информацию опроверг. «В настоящее время нет нормативных оснований для изменения перечня обязательных предметов, кроме иностранных языков», — сказал глава ведомства. Впрочем, он также отметил, что вопрос «регулярно обсуждается».

Другие «предметные» изменения этого года коснутся математики. Сдавать теперь можно только базовый или только профильный уровень, но «завалив» последний в резервный день разрешат написать тот, что попроще. Кроме этого, согласно новому порядку, выпускники прошлых лет с аттестатом больше уже не смогут сдавать «базовую» версию. Другое новшество для тех, кто уже закончил школу — не нужно предъявлять оригинал аттестата, достаточно заверенной копии.

Напоследок, 14 декабря определили порядок написания итоговых сочинений и изложений — новшества прошлого года, которое даёт доступ к сдаче ЕГЭ. В них указали, что «участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото­, аудио­ и видео­аппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации». Видимо, в 2018­м выпускные сочинения написали уж слишком хорошо: с ними не справились всего 2 % учащихся, но и у них есть ещё две попытки — 6 февраля и 8 мая 2019 года.

Плохая новость

Она одна и ежегодная — ЕГЭ не отменят даже в долгосрочных перспективах. Почему новость если и не плохая, то хотя бы «не очень»? Возьмём для примера «базовую» математику. Казалось бы, ребята сдают с каждым годом всё лучше — средний бал с 2015 года вырос с 3,95 до 4,29. Мы даже почти уверены, что он продолжит расти и в новом году. Только вот связано это не с улучшением школьного образования, а с упрощением экзамена. Эксперты и до разделения в 2015 году говорили об абсурдной простоте тогдашней «части Б». Сейчас же «базовая» математика, честно говоря, удручает: например, одно из типовых заданий — соотнести величины (вес машины или книги) и возможные значения (5 кг, 3 г). Страшнее только, когда узнаёшь, что чуть больше 3 % учащихся, свыше 17 тысяч, в 2018 году и с этим не справились.

В качестве эксперимента можете сами пройти пробный экзамен — я математику сдавал 8 лет назад со слезами и в предынфарктном состоянии, ну а после благополучно забыл о «царице наук». Попробовал написать сейчас и… мой результат — «четвёрка». Учитывая подобный уровень сложности, не очень понятно к чему молодой человек готовился 11 лет? Непонятно, в первую очередь, ему самому: «А зачем тратить на предмет время, если «на тройку» сдам, умея считать до десяти?»

С момента введения Единого государственного экзамена одна из главных претензий к нему — деление для выпускника предметов на «нужные и ненужные». Вроде бы спохватились и заговорили о расширении списка обязательных предметов, но если они пойдут по пути математики, обязательными можно сделать хоть все: на аудировании по английскому языку достаточно будет воспроизведения отдельных фонем, на биологии правильно написать слово «митохондрия». При такой тенденции, потратив миллиардные суммы и изведя лесные массивы на КИМы, мы, конечно, несказанно улучшим статистику, вот только превратим итоговую аттестацию во что­то откровенно абсурдное и подрывающее саму концепцию общего среднего образования.

Иннокентий Майоров

Фото @ Сергиев.ru