Сергиев.ru

Платить или нет за домофон?

Платить или нет за домофон?

На фоне проблем с вывозом мусора и начислением колоссальных сумм за отопление по 1/7 эта коммунальная коллизия, пожалуй, не стоит выеденного яйца — 40 или 50 рублей в месяц, по сравнению с невесть откуда взявшимися тысячами в квитанциях и полумиллионными долгами — это слёзы и семечки. Но побудем крохоборами, порассуждаем на эту тему с принципиальных позиций. В конце концов, копейка рубль бережёт. Поэтому рассмотреть её всё же целесообразно.

Домофон юридически

В федеральном Минстрое и ЖКХ на домофон смотрят как на общедомовое имущество. А если быть корректнее — то как на имущество, обладающее всеми признаками общедомового. В чём разница? В том, что за обслуживание общедомового имущества мы платим по квитанции сумму, указанную в строке «содержание жилого помещения». А перечень этого имущества мы устанавливаем сами на собраниях собственников. Навязывать нам его никто не имеет права. Поэтому «узаконить» его в этом качестве можно только добровольным поднятием руки и соответствующей росписью. А признаки общедомового — налицо. Скидывались все вместе, пользуемся тоже. Дело за оформлением.

Два варианта оплаты

Платить за домофон мы непременно должны только при наличии договора. Но есть нюанс. Этот договор не обязательно носит двусторонний индивидуальный характер. Он может быть коллективным — приниматься на собрании собственников жилья. Копию его вы имеете право потребовать у управдома. Если оной нет — начисления незаконны, и разбираться с этим проходимцем можно через письма в ГЖИ или в судебном порядке — было бы желание ради экономии 40­-50 рублей в месяц. При большом желании можно придраться к процедуре — легитимное собрание в многоквартирных домах сегодня большая редкость. Если договора нет ни у вас на руках, ни у ТСЖ, а есть отдельная строка «обслуживание домофона» — смело шлите их лесом, вычёркивайте её из платёжек и добивайтесь исключения.

И … варианты неоплаты

Устанавливает нам некая организация домофон за наши деньги, и мы общедомовым собранием двумя третями голосов решаем — «ни копейки!». Ключи остаются у нас (за них заплачено), обслуживающая фирма кусает локти, мы экономим 40-­50 рублей в месяц. Такая схема тоже вполне законна. Сервисное обслуживание домофона может осуществляться по необходимости или по требованию. Есть электроника живучая, которая по 10 лет работает без единого сбоя — стало быть, за это время мы «недоплатим» подрядчикам по 5­6 тысяч рублей каждый и останемся в плюсе (если взглянуть на прайс­-листы, стоимость замены отдельных неисправных элементов редко превышает 1000 рублей). Схема заслуживает внимания, но вероятность диверсии исключать не стоит. Не удивляйтесь, если после того, как вы примените её, раз или два в месяц кто­то будет разбивать дисплей или резать провода. Поэтому её почти не применяют. Да и управдому она не выгодна — устанешь взимать с жильцов плату за вызов мастера на дом. Второй вариант — при отсутствии коллективного договора не заключать индивидуальный договор и выкупать только запрограммированные ключи, которые стоят недорого — рублей 150 штука.

Трубка не работает или вы в отпуске

В первом случае опираемся на нормы защиты прав потребителей. Если услуга не оказана, а плата за неё начисляется, мы имеем полное моральное и юридическое право потребовать перерасчёт. Прецедентов мало, ибо 40-­100 рублей — не та сумма, ради которой истец и ответчик устраивают друг другу длительную «головомойку». Как правило, всё решается миром и без лишних формальностей. Но если вы отсутствуете несколько месяцев, в силу вступают правила пользования общедомовым имуществом — пребывание в другом регионе не освобождает коллективного собственника от материальной ответственности за него.

Так воевать или нет?

Каждый решает для себя сам. Но до последней капли крови это делать, пожалуй, нецелесообразно. Тем более, что домофон сам по себе — штука полезная и в том или ином виде услуга связи с визитёрами нам оказывается. В ЖКХ есть куда более серьёзные злоупотребления, с которыми можно и нужно бороться.

 

Сергей Рунько

Фото @ Сергиев.ru