Сергиев.ru

Подлинные вещи Сергия Радонежского

Подлинные вещи Сергия Радонежского

Новые стёкла в витринах не дают бликов

Ризница — самый таинственный отдел Сергиево-­Посадского музея-­заповедника. И самый закрытый, добавим. Посетителям попасть туда сложнее, чем на другие экспозиции — только по предварительной записи и в составе группы. Путь экспонатов в Ризницу оказывается ещё извилистей.

Чтобы получить «пропуск» на хранение здесь, предмет должен быть подарен царём, иерархом Церкви или приближённой особой, иметь особый статус и ценность. Но сейчас коллекция драгоценностей сформирована и больше, вероятно, пополняться не будет. Нам остаётся только созерцать сокровища — дары Лавре от сильных мира сего. Вернее, мира того, ушедшего.

Мы попросили Галину Черкашину, заведующую отделом «Художественная культура Троице-­Сергиева монастыря XIV­-XVII веков» стать нашим проводником по только что открывшейся экспозиции.

Оклад на икону «Троица» письма Андрея Рублёва

По-­ настоящему уникальное

Шесть лет назад Ризница закрылась на ремонт. В отличие от остальных, этот отдел музея находится в стенах монастыря, поэтому к реставрации и сохранению облика здания, находящегося, как и весь комплекс Лавры, под охраной ЮНЕСКО, предъявлялись максимально строгие требования.

Мы то и дело произносим слово «уникальное» и тем самым лишаем его смысла. Затёртое от частого употребления, оно перестаёт работать. В случаем с Ризницей за словом «уникальное» действительно скрываются вещи, равных которым нет — ни в городе, ни в области, ни в стране.

За стёклами — невероятное многообразие предметов средневековой культуры, многие из которых вошли в учебники иконописцев и искусствоведов.

Трудно представить, но до нас дошли вещи, которыми в земной жизни пользовался Сергий Радонежский. Есть в Ризнице византийские иконы, большая редкость в российских собраниях — их целых три, в то время как прославленная Третьяковка когда­то делала выставку из семи, и этого количества было достаточно, чтобы выставка стала событием.

И даже стёкла — шедевры

Сами стёкла витрин в обновлённой Ризнице — почти произведения искусства. Они практически невидимые, не дают бликов, производитель заявляет о 98­-процентной прозрачности. Больше не придётся разглядывать собственный маячащий контур и отсветы ламп. Подобные стёкла в Сергиевом Посаде установлены впервые, обычно их позволяют себе только большие известные музеи.

Список собранного за века впечатляет: иконы, книги и рукописи в драгоценных окладах, литургические сосуды, шитые золотом и серебром церковные ткани, украшенные жемчугом и драгоценными камнями ризы.

Ценность этих предметов такова, что в середине XX века крупные московские музеи положили глаз на некоторые экспонаты нашей Ризницы. Дело дошло до противостояния — загорским музейщикам пришлось отстаивать право хранить их у себя. Впрочем, «музейные войны» тогда шли активно в обоих направлениях, и, думается, наш музей был бы тоже не прочь получить что­то из фондов коллег.

Крест на Голгофе. Жемчужная пелена. 1599 г.

«То, что мы сделали — начало большой работы»

Нынешняя экспозиция — пятая за всю официальную историю музея. Экспонатов на ней меньше, чем в предыдущей, но в том есть свои плюсы — появилось ощущение пространства, «за­играл» зал (как нам рассказали, дизайнера помещения удалось найти только с третьей попытки).

Но через несколько лет, когда откроется ещё один, соседний, корпус Ризницы, общее число экспонатов возрастёт. В итоге получатся две экспозиции: первая, только что открытая, посвящённая русскому Средневековью, и второй этап — Ризница нового времени, XVIII­-XIX веков.

«То, что мы сделали — начало большой работы. У нас есть задача выставить всё, но это зависит от [возможностей] реставрации», — говорит Галина Черкашина. На следующий же год вместе с этой экспозицией откроются и книжные фонды. Оставшиеся коллекции будут доступны зрителям в 2021 году.

В планах музея показать зрителю все 1500 икон из собрания, за исключением тех, что находятся в руинированном виде. Были мечты, пока не сбывшиеся, показать нумизматику. В музее хранятся 8 000 предметов — и монеты, и банкноты. На сегодняшний день нигде в городе подобное не выставляется.

Единственное, что музей не может открыть в полной мере, так это ткани, от пелен до облачений. Они занимают много места, для их показа нужно пространство.

Нас предостерегают — больших откровений от фондов второго порядка, готовящихся к показу вслед за средневековой Ризницей, ждать не стоит. Все основные хиты музейной старины уже здесь, в только что открытых залах. Но, собранное воедино, собрание станет подлинной жемчужиной русской истории и музейного дела.

Фелонь преподобного Сергия

Одежда — отражение личности

В первом зале по правую руку не пропустите фелонь — священническое одеяние Сергия Радонежского. Грубая рубаха, без украшений, изрядно потёртая, отражает дух времени и аскетизм обладателя. Рядом с ней выставлена фелонь его ученика и преемника Никона — явная противоположность облачению учителя и как будто намёк на его характер. Она светлее, ярче украшена. Восстановлена по кусочкам реставратором Ниной Шелонниковой, которая около трёх лет занималась только этой работой. Узор почти не виден — ткань первой четверти XV века очень хрупкая, шёлк от времени просто истлевал.

Почему Ризница открылась на три года позже?

Закончить работы рассчитывали в июне 2016 года, но сроки сдачи переносились. У компании «Балтстрой», которая начинала реконструкцию, начались проблемы — обвинения в хищениях, аресты руководства, процедура банкротства. Плановое финансирование с 2013 по 2016 годы из федерального бюджета составило более 200 миллионов рублей, но можно предположить, что заявленная сумма значительно подросла. Завершали реконструкцию другие фирмы, а это ещё сильнее оттянуло сроки сдачи объекта.

Здание Ризницы построено в XVIII веке

Кому принадлежит Ризница?

Правовой статус Ризницы — отдел государственного музея­-заповедника. Фактическое название — «Ризница Троице­-Сергиевой лавры». Руководит музеем архиепископ Феогност, сохранивший этот пост и после того, как в феврале 2019 года он перестал быть наместником Троице­Сергиевой лавры. С момента создания и по нынешний день собрание находится в специально построенном здании XVIII века на территории монастыря.

 

Фото @ Сергиев.ru