Сергиев.ru

Семейная выставка в музейном комплексе «Конный двор»

Семейная выставка в музейном комплексе «Конный двор»

Выставка впервые знакомит посетителей с творчеством известной семейной династии Дмитриевых. Художники двух поколений бережно сохраняют и развивают традиции сергиевопосадских промыслов текстильной куклы, деревянной токарной куклы-матрешки, искусства резьбы, выжигания и росписи по дереву. Источником вдохновения для создания многих работ послужила богатая коллекция русского народного искусства, хранящаяся в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

К старшему поколению семьи относятся супруги Анна Григорьевна и Юрий Викторович Дмитриевы, в прошлом главные художники Загорской фабрики игрушки №1 (ныне ЗАО «Художественные изделия и игрушки»), большие любители и ценители национального искусства. В экспозиции представлены зарисовки и образцы изделий для массового тиражирования, созданные ими в 1970–2000-е годы: целая галерея кукол в народных костюмах разных губерний России, настольные принадлежности, сувениры, игрушки. Большой раздел посвящен выставочным произведениям художников. Это шкатулки и ларцы, искусно украшенные резьбой и живописными видами старинных монастырей, образно-выразительные тряпичные куклы, синеглазые красавицы матрешки, живущие в окружении садовых цветов.

Духовное родство, тесная взаимосвязь членов семьи прослеживаются и в работах Татьяны Григорьевны Бобовой, сестры Анны Григорьевны, ныне проживающей в городе Сочи. Феномен ее творчества заключается в том, что, не будучи профессиональным художником, она под влиянием родных занялась росписью матрешек и сумела вырасти в признанного мастера со своим неповторимым поэтическим стилем решения матрешек-крестьянок в тщательно исполненных праздничных костюмах, трогательно держащих в руках любимых ею котов и зайцев.

В увлеченных творческих семьях дети часто наследуют профессию родителей. Старшая дочь, Мария Юрьевна Дмитриева, одаренный художник–кукольник с широким кругом интересов. Ее творчество известно не только в нашей стране, но и за рубежом, в первую очередь в далекой Японии. Тряпичные куклы автора отличаются своеобразием декоративных решений, поэтической интерпретацией образов крестьянок: величаво строгих на Русском Севере и жизнерадостных, полных огня, южнорусских, а также утонченных или чванливых мещанок и купчих, одетых по городской моде XIX века. В росписи матрешек органичная связь с народной культурой прослеживается в импровизации светлых, жизнерадостных образов, гармонии цветового и орнаментального решений по мотивам традиционного текстиля. Тема матрешки часто звучит в ее интересных экспериментах по созданию рисунков для детских книг, тканей, аксессуаров, разработке образцов игрушек для сюжетно-ролевых игр дошкольников.

Младшая дочь, Елена Юрьевна Дмитриева, является талантливым продолжателем семейных традиций. Росписью матрешек она занимается с раннего возраста, осваивая в семье, что называется «из-под руки», секреты мастерства и образную систему народного искусства. Автор сознательно уходит от внешних эффектов, нарочитой «сделанности», которые часто лишают матрешку одушевленности, искренности. Работы характеризует целостность композиционных построений, выразительность проникновенно-лирических образов большой дружной крестьянской семьи, живущей в окружении любви друг к другу, домашним животным и птицам.

Произведения художников двух поколений придают экспозиции образ не просто «Семейного дома игрушек», а целого увлекательного «Арт-города», в котором зритель погрузится в мир праздника и доброй сказки.

Выставка будет работать до 6 октября.

По информации музейного комплекса "Конный двор"

Фото @ Сергиев.ru