Сергиев.ru

Так вот ты какой, натуральный продукт

Так вот ты какой, натуральный продукт

 

Два месяца назад в центре Сергиева Посада, в парковой зоне у Дворца культуры, открылся магазин фермерской продукции. Рядом с крупными супермаркетами появились палатки с вывеской «Натуральные продукты». Мы присмотрелись к новому прилавку и оценили его предложение.

 

Бочонок сыра вместо блока сигарет Лично я хоть и небогата, но и имею свои капризы. Не стану покупать консервированное молоко, не признаю сырного продукта из пальмового масла и колбасы без мяса. Поэтому прилавки фермерского магазина изучаю с любопытством: среднему русскому этот товар по карману?

Мясные деликатесы из Тулы и Владимира несколько дороже привычных колбасных ценников. Карбонад по 890 рублей за кило, грудинка по 690 рублей, сало — от 500 рублей. Наблюдаю за пожилым покупателем. Ему очень понравилось сало с владимирской свинофермы. Разницу в цене пенсионер отметил, но твёрдо обещал, что с пенсии обязательно купит кусочек.

Пол-литровые банки тушёнки из местной деревни Антоново уже встречала раньше в малых городских магазинчиках. Цена от 140 до 300 рублей за баночку в зависимости от вида мяса. Не знаю, как другие, а я отдаю предпочтение антоновской мясопереработке. Местным фермерам нас обманывать смысла нет — в два счёта разоришься.

Прилавок репиховского молокозавода кооператива «Кузьминский» сергиевопосадцам со средним достатком, в целом, по карману. Ненамного дороже нормализованного ширпотреба предлагаемые кооператорами молоко, сметана, йогурты. Заметна разница в цене сливочного масла: у фермеров за 200 г просят 160 рублей.

До суперэкологической продукции молокозавода братьев Чебурашкиных средняя покупательская способность пока явно не дотягивает. Об элитной молочке из Дмитрова сами фермеры говорят: «Дороговато — пачка масла 220 рублей, а маленькая баночка сметаны — 90».

Нашли мы на прилавке продукцию фермера из Малинников Максима Сабирова — автора и создателя этого фермерского магазина. Продукцию с козьей фермы ценят те, кто из-за аллергии и других недугов никакой другой молочки есть не может. Подворье не первый год занимается переработкой, а с приобретением малой сыроварни освоило изготовление сыров по собственным экспериментальным рецептурам из коровьего и козьего молока.

Сырный прилавок у фермеров недешёвый: килограмм стоит в среднем 1-1,5 тыс. рублей, деликатесный продукт из козьего и овечьего молока, экспериментальные сыры с пикантными добавками орехов и приправ — до 2 тыс. рублей. «Покупают?» — спрашиваю у консультанта Владимира, представителя команды сыроделов из Калуги. Он подсчитывает и говорит, что до десяти килограммов сыров в день недавно открытый магазин уже продаёт и рассчитывает увеличить реализацию. Первыми, по словам продавца, раскупают сыры с белой плесенью с мини-сырзавода «Полянка». Малое производство не так давно открылось в цеху бывшего загорского молокозавода. Покупатели находят сходство этой продукции с сырами, которые пробовали в Европе. Владимир готов поспорить насчёт доступности фермерских сыров для рядового потребителя. Смотря с чем сравнивать, считает он и приводит иллюстрацию с натуры.

Недавно супружеская пара заглянула в фермерский магазин. Муж и жена пробовали сыры, высоко оценили вкусовые достоинства продукции, но в итоге сочли, что товар по такой цене им не по карману. Но тут же пара подошла к табачной лавке и купила блок сигарет за полторы тысячи рублей. А могли бы позволить себе за те же деньги бочонок сыра весом 380 граммов за 400 рублей от калужских фермеров. Ещё хватило бы на авторский сыр от итальянского мэтра, который работает в Москве и обучает сыроделию подмосковных коллег.

Есть в фермерском магазине витрины, где продукция дешевле, чем в магазинах и на рынке. Например, фермерское яйцо здесь стоит 50 рублей за десяток — почти на треть дешевле. И за маслом холодного отжима по 60 рублей за пол-литра покупатели идут к фермерам.

  Не пропустите сырный фестиваль-2 На фермерских прилавках в районе мы насчитали полтора десятка поставщиков мясной и молочной продукции, яиц, продукции растениеводства, даже целебных чаёв из Ярославской области и сладостей. Но на фермерских ярмарках можно встретить гораздо больше производителей. Где же они? Почему у витрин нет рекламных вывесок поставщиков? И где вся та публика, которая скупила за день тонну фермерской продукции на сырном фестивале?

Эти вопросы задаём Максиму Сабирову, фермеру и автору идеи специализированного магазина продукции фермеров и сельхозпредприятий.

«Фермерскому магазину только два месяца, — ответил нам предприниматель. — Мы ещё с устройством интерьера не закончили, на днях установили стилизованные под бревно панели витрин. Разумеется, будут и вывески основных поставщиков. Планируем установить в торговом зале монитор, с которого покупатели будут получать всю информацию о фермерах и их продукции. Конечно, 15 поставщиков — это только начало. Заявок на поставку фермерской продукции у нас много, но надо учитывать заявленную планку. Нас интересуют не разовые поставки, а стабильное поступление продукции на реализацию. Уверен, что со временем магазин завяжет партнёрство со многими фермами и хозяйствами, которые готовы работать на таких условиях. Мы помним, сколько ценителей собрал летний сырный фестиваль. Интерес жителей мы ценим и планируем показать, что успели сделать с лета. Фермерский магазин приглашает 18 ноября сыроделов и только мечтающих освоить это увлекательное ремесло, всех любителей сыров на очередную встречу, ярмарку и дегустацию. С коллегами и гурманами будем обмениваться идеями. В этот раз пригласим сыродела, который поделится опытом с дебютантами. Надеемся, что одни откроют для себя кулинарное хобби, а кто-то, может быть, попробует свои силы в сельском предпринимательстве».

 

Гони природу в дверь — она влетит в окно Ещё недавно многим казались слишком смелыми предположения, что покупатель заскучает по натуральной еде. Казалось, ритейлеры основательно приучили потребителей к своим супермаркетам. Этот прилавок подкупает дешевизной, а нынешние времена настраивают на экономию. Но вопреки всему потребители ведут себя парадоксально. Вместо того, чтобы искать продукты подешевле, мы обмениваемся информацией, где купить молочку повкуснее.

Между сетевой торговлей и фермерским предложением быстро набирает обороты продуктовый прилавок хозяйств, которые осваивают собственную переработку. Опросили знакомых молодых родителей из жилых городских кварталов. Узнаём, что в лидеры поставщиков молочной продукции для детского питания выходят сельские кооперативы «Кузьминский» и «Зубцовский». Даже те родители, которые считают деньги, не хотят кормить малышей продуктами из сухого молока и нормализованной едой. И готовы платить в полтора раза дороже за настоящее сливочное масло. Это означает, что покупатель скоро перешагнёт психологический порог на пути к натуральной продукции.

Мы убедились, что у прилавков сельских кооперативов — это малые магазинчики шаговой доступности и мобильные палатки на колёсах — покупателей хватает. Знакомые посоветовали взять на пробу вареники с творогом от зубцовских кулинаров.

Уже два месяца перерабатывающее производство этого хозяйства выпускает не только молочную линейку и сыры, но также печёт свой хлеб и готовит большой выбор «домашней» еды. Кстати, вареники закончились ещё до обеда, мы выбрали блинчики с разной начинкой.

 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Иван КОНЧАКОВ, начальник сельхозуправления администрации района:

Растут объёмы переработки в хозяйствах. Два кооператива — «Кузьминский» и «Зубцовский» — предлагают жителям большой выбор молочной продукции, сыров, а теперь добавился выпуск полуфабрикатов. Важно и то, что сергиевопосадцев устраивают предложенные цены. Крупные хозяйства могут держать умеренные цены за счёт снижения себе-стоимости производства.

Сложнее фермерам, их продукция ручного производства, естественно, дороже. Но фермеры тоже наращивают технический потенциал, а значит, себестоимость будет меняться. В любом случае, на эту продукцию уже есть устойчивый спрос.

На международном Молочном форуме, который только что прошёл в Красногорске, областное правительство подтвердило, что будет поддерживать фермеров и малое сельское производство. Планируется вкладывать средства в развитие козьих ферм и сыроделие.

Наш район поддерживает производителей натуральной продукции тем, что выделяет торговые точки в жилых кварталах. Прилавок качественного товара в шаговой доступности уже оценили жители городов и посёлков. Рассчитываем, что этот сегмент продовольственного рынка будет и дальше наращивать обороты к пользе жителей и районного бюджета.

Фото @ Сергиев.ru