Урок для взрослых: как помочь ребенку сдать ОГЭ?

Тяжело в учении

«Ребенок приходит из школы и сразу же садится за уроки. Хорошо, если поест, или полежит немного! А так, позанимается пару часов, поучит свои параграфы, и бежит к репетитору. После – домой, опять садится за уроки. Задают нынче им как-то уж очень много. А не учить он их не может, опасается, что именно его вызовут к доске. Про предстоящий ОГЭ и говорить не хочется – мы спим по шесть часов. Это все нервы», - жалуется моя знакомая, назовем ее Оксаной. Ее сын в этом году заканчивает 9 класс.

По рассказу молодой женщины становится понятно, что ее ребенок сейчас живет в постоянном психологическом напряжении. По описанию очень похоже на невроз. Масла в огонь «подливает» его классная руководительница, которая не упускает возможности сказать в адрес воспитанников колкость: мол, все равно не сдадите, куда вам. Этакое изощренное психологическое издевательство, с которым, по-хорошему, родительнице необходимо разобраться. Но разбираться женщина предпочитает с собственным сынам. Она уверена, что мальчика просто необходимо отвести к хорошему психологу, а еще она видит спасение в специальных медикаментах: «тяжелую артиллерию» в виде таблеток и успокаивающих микстур женщина уже подключила. Работают они, или нет – увы, не знаю, но знаю, что таких историй про неврозы сейчас мне могут рассказать многие родители девятиклассников.

Препараты – отставить?

Психолог Алексей Макаров уверен, что причина страха перед ОГЭ изначально кроется в самих родителях. «Мы часто закладываем в ребенка собственные ожидания, которые, как правило, редко совпадают с реальными способностями и возможностями ребенка. Еще хуже, если родители – перфекционисты с «синдромом отличника». Вот так и получается, что мамы и папы сами создают у ребенка невроз, из которого ему самостоятельно уже не выйти. Кстати, невроз – это болезненное состояние, при котором полагается больничный», - говорит психолог. Так что же делать если, как в случае сына Оксаны, невроз уже наступил? Нужно ли его начинать пичкать препаратами? Психолог рекомендует с этим повременить. «Для начала пересмотрите расписание дня ребенка. Должен быть баланс между интеллектуальной нагрузкой и иной деятельностью. В основу должен быть поставлен полноценный сон. Старайтесь делать так, чтобы он уже в 10 вечера был в кровати и был готов уснуть. За полтора-два часа отключайте все гаджеты: они будоражат психику, а это совершенно ни к чему. Спать он должен не менее 8 часов», - советует Алексей Евгеньевич.

Еще одна рекомендация психолога: научите сына или дочь переключаться с одной задачи на другую. По словам Алексея Макарова, сыну Оксаны этого умения как раз и недостает. Подросток, по сути, переживает «день сурка» - у него попросту нет возможности переключиться с зубрежки на любое другое занятие. «В этом случае Вам поможет спорт. Пересмотрите расписание дня – наверняка для этого найдется свободный час. Например, ребенка можно записать в бассейн. Время на дорогу до спортивного комплекса, само занятие, дорога домой –  все это поможет ему выйти из заколдованного круга, освободиться психологически. Вот увидите, учеба будет даваться более легко», - советует психолог.

Еще Алексей Евгеньевич советует родителям, дети которых сдают ОГЭ, стать самим психологами на какое-то время. «Если ребенок тревожится по поводу экзамена, разделите с ним эту проблему. Не запрещайте ему чувствовать то, что он чувствует. Расскажите, как страшились сами, когда сдавали экзамены, чем и как спасались, и как потом было хорошо, легко и гордо», - рекомендует Алексей Макаров. Другими словами, ни в коем случае не говорите сыну или дочери, что «тут нечего бояться!». Они только начинают жить, а это их первое серьезное испытание. Говоря такое, мы словно вычеркиваем их чувства, а значит, и их самих. Такое переживается очень сложно.

Трансляцию – прекратить!

И еще о нас, о взрослых. Прежде чем помочь не нервничать своим детям, нам необходимо перестать нервничать самим. Одна моя знакомая учительница говорит о самом ОГЭ так: «Это изначально раздутая проблема. ОГЭ – легкий экзамен, по опыту знаю, что его сдают и троечники, и даже двоечники. Другой вопрос, что у учителей с появлением ОГЭ и ЕГЭ добавилось проблем: слишком теперь много организационных вопросов, за решение которых они отвечают головой. Всю «серьезность» ситуации учитель транслирует детям». Кстати, вот и ответ на загадку, зачем классной руководительнице сына Оксаны нужно «кошмарить» учеников. Вероятно, женщине самой требуется психологическая разгрузка, а то… непедагогично как-то.

Родителям же в этом случае требуется внушить ребенку одно: проблемы учителя – это проблемы учителя. А он, ребенок, самый умный и способный. Он может все!

Евгения НИКОЛАЕВА

Фотографии: 
Урок для взрослых: как помочь ребенку сдать ОГЭ?

Пользователи на сайте