жгут траву

 Статья на проблему, на действие не сознательных, не очень образованных граждан. Каждую весну наблюдаю это, борюсь как могу.
Гибель миров в огне

Газета "Леса Хакасии" > Апрель 2009

Весной, когда сходит снег и обнажается почва, некоторые из нас устраивают пожары, сжигая пожухлую траву. Люди, заявляющие, что сжигание прошлогодней травы необходимо, заблуждаются сами и вводят в заблуждение других. Каждый акт поджога - это преступление против хрупкого мира природы. Главная опасность заключается в провоцировании лесных пожаров и разрушении экологического баланса.

Пожалуй, мы уже привыкли к тому, что весной, проезжая по Хакасии, то тут, то там ощущаем запах дыма и видим клубы над холмами. Горят леса и торфяные болота. Пылает сухая трава на полях и лугах. И все по вине людей. В природе возникновение пожаров без участия человека – большая редкость. По статистике, лесные пожары возникают от удара молнии не чаще, чем в 1-2 % фактических случаев пожара. На открытых пространствах естественное возгорание имеет еще меньше возможностей. Массовые вспышки пожаров наблюдаются весной, когда люди устремляются на берега водоемов, на пикники. Основные причины возгораний: непотушенные костры, окурки, бумажные пыжи, а порой и намеренные поджоги сухой травы.

Зачастую именно выжигание сухой растительности является основной причиной пожаров. Вечером, глядя с вершины какой-нибудь горки, можно одновременно увидеть десятки шевелящихся огненных «змеек» - палов. Завораживающая, но жуткая картина. Некоторые скажут: «Ну и что – взамен сухой новая трава вырастет». Но доказано, что так называемые палы несут только один вред. И можно твердо заявлять – пал пускают не от знаний.

Палы устраивают не только дети из озорства, но и экологически малограмотные взрослые, полагающие, что после пала «трава лучше растет». Укоренившееся в народе мнение о том, что они якобы нужны для улучшения травостоя, удобрения почвы, стимулирования роста новой растительности, по мнению специалистов, глубоко ошибочно. Это заблуждение вызвано тем, что на фоне выгоревшей земли лучше видна грубая щетинка ростков выживших многолетних трав. Палы обедняют видовой состав травостоев, в огне сгорают семена и ростки однолетних трав, замедляется образование в почве полезных органических веществ. Действительно природные экосистемы частично приспособлены к пожарам, но только в том случае, если они локальны и происходят редко – раз в несколько десятилетий. В настоящее время, когда пожары почти ежегодно охватывают огромные площади полей, лугов и лесов, природные комплексы теряют устойчивость.

Еще жгут прошлогоднюю траву с целью уборки, наведения порядка. Но неужели это стоит того, что в результате выжигается подстилка, являющаяся основным источником гумуса и определяющая плодородие почвы. Постоянные обитатели подстилки, например ящерицы, лишаются места обитания. Отсутствие защитного покрова из ветоши и удерживаемого ею снега приводит к вымерзанию корневых систем отдельных растений и к гибели множества зимующих беспозвоночных. В результате частого выжигания травянистой растительности исчезают лишайники, мхи и многие другие растения. Пропадают нежные яркие цветы, лекарственные травы, душистое разнотравье. В травостое начинают преобладать грубые стебельные зонтичные растения. Причина отмеченных негативных изменений не только в прямом уничтожении растений огнем и нарушении почвенного покрова, но и в дестабилизации экосистем. Огонь нещадно истребляет животных обеспечивающих баланс луговых и лесолуговых природных комплексов: муравьев, сдерживающих рост численности вредителей; бабочек и шмелей, опыляющих цветковые растения; кольчатых червей, мокриц и других беспозвоночных, участвующих в почвообразовании. Экологами отмечено, что рыба не идет на нерест в те места, где перед половодьем прошел ранний весенний пал. Выжигание прибрежной растительности сильно затрудняет лягушкам, жабам и тритонам продвижение к водоемам, где они откладывают икру. Это может снижать успешность размножения земноводных. На горелую траву не садятся для отдыха стаи диких гусей и уток. Из птиц, пожалуй, только вороны научились извлекать временную выгоду из палов. Они разгуливают среди горелой травы, подбирая останки погибших животных и выбирая пищевые отбросы среди дымящихся мусорных куч.

Если через месяц после весеннего пала горевший луг от не горевшего сможет отличить лишь специалист, то следы огня в лесу хорошо заметны на протяжении многих лет.

Для живой природы нет ничего опаснее огня. Во–первых, от сжигания сухой травы обедняется почва. А минеральные вещества, находящиеся в золе, легко уходят с поверхностными и грунтовыми водами. Во–вторых, в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислого газа. В–третьих, в огне сгорают остатки удобрений и ядохимикатов, образуя летучие токсичные соединения. Если пал травы идет вдоль дорог, то воздух загрязняется еще и тяжелыми металлами.

Там, где поработал огонь, не стоит уже ждать прежнего разнотравья: молодые ростки растений сгорели. И господствовать на выжженных территориях будут лишь сорняки, которым все нипочем. В огне гибнут не только травы и цветы, но и обитающие в ней животные. Подсчитать же все потери (как прямые, так и косвенные) невозможно.

Трудно найти человека, который бы сказал, что люто ненавидит всех диких животных. Кого ни спросишь, все любят «милых зверюшек». Но кто же тогда пускает губительные палы? До каких пор мы на родной земле будем вести себя, как беспощадные оккупанты?

Подводя итог, можно сказать, что, умышленно или случайно устраивая палы и ничего не предпринимая для их тушения, мы ведем беспощадную войну против природы своего края. Пал травы – это злая воля человека, не думающего, какие черные страшные поляны он оставляет после себя. И порой этого человека настигает жестокая кара – ведь были случаи, когда поджигатель сухой травы терял в огне свое имущество, здоровье, а порой и жизнь...
------
Добавлю от себя : гибнут насекомые, которые сами по себе являются такими же как и мы жителями Планеты --- не хуже нас людей. Насекомые также перерабатывают отмерших животных, растений и участвуют в создании плодородного слоя почвы....и ещё массу другой пользы приносят.
Часто загораются свалки или на полях много мусора... и все эти ядовитые газы выделятся в атмосферу...
 

 

Комментарии

Аватар пользователя vervolk

"гибнут насекомые, которые сами по себе являются такими же как и мы жителями Планеты --- не хуже нас людей." - предлагаю запретить противокомариные и антипедикулёзные средства - защитим насекомых!!

Вы действительно считаете себя не лучше насекомых?

Аватар пользователя Нюра

а ВЫ считаете, что Вы лучше? интерестно чем? и кому ВЫ "лучшая" нужны на этой планете. я не использую антикомаринные средства. Чем Ваша жизнь на этой Планете, важнее, значимее чем жизнь комара? скорее наоброт , вред природе приносит именно человек. Планета без людей будет цветущим раем.

Аватар пользователя vervolk

Вау))) не ожидал такой горячей реакции. И так вы, по вашим убеждениям, приносите вред планете. В лучших традициях двача, мне ничего неостаётся, как порекомендовать вам "убить себя об стену".

Аватар пользователя kthrby

доведение до самоубийства караеццо (читайте УК)

Аватар пользователя Нюра

словоблудие и пустота ВАм занятся не чем лижбы что-то где-то написать

Аватар пользователя Mansun

вряд ле те кто жгут траву :
а) сидят на этом сайте
б) читают подобные статьи

но желаю вам удачи в вашей борьбе с огнем.

Аватар пользователя Нюра

Спасибо. Smile но я обращаюсь и к тем кто не жгёт...чтобы они по мере сил и возможностей препятствовали этому... иначе как...кто это изменит

Аватар пользователя olga-kostyukova

Сегодня проезжала мимо бывшего лагеря "Огонёк", что ближе к Лозе - там тоже поле жгли. Вспомнила Вас, хотела остановится и побороться с огнём, но как всегда неотложные дела важнее Puzzled
Вообще-то Вы правы на все 100%: такие люди жестокие!
Раньше все были ближе к природе и всему живому...

Аватар пользователя Нюра

Я рада, что не одна. Я вот сегодня пажарных вызвала на Северный.

Аватар пользователя Фотолюбитель

Весной часто приходится сидеть с закрытими форточками, так как вместо свежего воздуха в комнату врывается удушливый дым, от горящей под окнами кучи старых листьев. Как говорят экологи, во время сжигания сухой листвы в воздух выбрасываются сернистый ангидрид, сажа, окиси азота, угарный и углекислый газ, бензопирен, углеводороды и диоксины. А они в 70 раз ядовитее цианистого калия!
В прошлом году я проснулась в 6 утра, начала сильно кашлять, глаза слизились, вся комната в дыму. Это дворники постарались и устроили кострище под окнами. И ветер как раз на наши окна был. Из нескольких квартир и соседнего дома им сделали замечание, реакции никакой.
Когда детишки жгут траву, хоть как-то можно понять, все мы со спичками баловались и родителей не слушали. Но когда взрослые такое делают. В нашем доме как-то соседи ставили стеклопакеты, а старые решили во дворе сжечь. Ну тут уже милиция приезжала.

Аватар пользователя Нюра

Я не знала о вреде сжигания листвы. Но всегда меня возмущало то, что столько сил коммунальщиков идет на уборку листвы, которая является удобрением, а мусор в тех местах, где они сгребли траву остается. А сколько свалок по городу...

Аватар пользователя Нюра

Спасибо Вам, что написали о вреде сжигания листвы я не знала. Думаете дворники, что-то понимают? Я спичками в детстве не баловалась мне всегда было жаль растения...
Дети тоже разные, одни да, побаловаться...есть такие, которые целенаправленно каждый год ходят на однои тоже место и жгут. пожарники приезжают....а они все равно. Конечно взрослые поджигатели производят....не изгладимое впечатление.

Аватар пользователя olga-kostyukova

Точно!!!
Каждый должен заниматься своим делом. Как мы сразу не догадались их вызывать!
А они не против были?
Вот возле Звёздочки даже гаражи чуть не загорелись (где с горки едешь от вокзала по правой стороне) - такой огонь высокий стоял Sad

Аватар пользователя Нюра

Нет они были не против... по мимо своего дела я ещё подумала, что их приезд прозведет возможно более действенное впечатление на поджигателей чем я и ещё если каждый год постоянно дергать пажарников может им это надоест и они будут вести профилактику....в школах...по ТВ.

Аватар пользователя kthrby

прошлым летом ехал из хотьково в пять утра через Радонеж. в москву встречать сестру с поезда. проезжая монастырские поля увидел подажженые три огромных стога сена причем видно было что подожжены совсем недавно. еще меньше третьи каждого стога была объята огнем. позвонил 112 сообщил. доехал до Голыгино до заправки там девченкам сказал что горят стога чтоб тоже вызвали пожарных. встретил сестру ехал обратно в районе девяти утра - СТОГА СГОРЕЛИ ДОТЛА.........

Аватар пользователя Нюра

по всякому бывает. у меня 100% доверия к пожарным нет...бывало, чтои сама тушила. но службу пожарную беспокоить нужно.

Аватар пользователя Gsas

а кто такие "пажарные" и "пажарники" ?

Аватар пользователя Нюра

ошиблась Smile) это плохо конечно пожарные Smile)

Аватар пользователя olga-kostyukova

Это больная тема моего МЕЧТАТЕЛЯ.
Обязательно надо правильно говорить Пожарники - это те, кто погорел, а Пожарные - те, кто тушит!
(вроде так, если опять не перепутала Party )

Аватар пользователя Нюра

раньше не обращала на это внимание...буду знать Smile))

Аватар пользователя МВ

Согласна на 150 %! А вот делать-то что? В одиночку не многого добьёшься Sad

Аватар пользователя Нюра

Это конечно так, в одиночку не много можно сделать. Но все равно если каждый в силу своих возможностей.... Если бы была целенаправленная работа с населением в школах, детских садах....с экранов ТВ....
Я объясняю, когда вижу что жгут траву.... Иногда тушу, пишу об этом везде, где могу. Кому-то заранее прафилатически рассказываю. Smile))
ещё пожарных можно и нужно вызать.. не разу не вызавала пока.

Аватар пользователя МВ

А я, кстати, вызывала, через службу спасения в Тамбовской области. Smile Оказалось, что мой звонок был не первым. Приятно было осознать своё неодиночество в этой проблеме! А "самосожжение" это имеет чудовищные масштабы в России! Sad Как с этим бороться? Только "вышкой", наверное... Wink

Аватар пользователя Нюра

я ВАс понимаю как это придает сил (лично мне по крайней мере), когда ты понимаешь, что не одна ты песпокоишься...
"Вышкой" -- Вы имеете ввиду смерную казнь?

Аватар пользователя МВ

Во всяком случае словами не сделать НИЧЕГО!!! Слишком МОТИВАЦИЯ слабая! Наш народ на слова не реагирует никак, слишком их уже много сказано и выслушано! Заболтать любую тему могут на РАЗ.. Smile

Аватар пользователя Нюра

штрафы весомые хорошо бы, какое-то наказание необходимо, но и говорить об этом нужно терпиливо, настойчиво...Smile)).
чем больше людей становится не равнодушными к той или иной проблеме, тем меньше желания у равнодушных, бестолковых....противостоять... это не просто разнышления Smile)) --опыт:))

Аватар пользователя МВ

Smile Вы добрый человек! Дай Бог Вам здоровья и терпения!

Аватар пользователя Нюра

Спасибо. Smile) ВАм тоже всего хорошего, здоровья Smile)

Аватар пользователя Нюра

Автор

Опубликовано

15/04/2010 - 20:50

Посадская беседка

  • 20:39:08 20 сентября 2022. Сегодня избран новый президент академии наук - Геннадий Яковлевич Красников.
  • 19:49:01 С 1 января 2023 года в нашей стране не будет пенсионного фонда и фонда социального страхования. Оба этих фонда объединяются в Социальный фонд.
  • 20:42:14 наверно и пенсии вдое вырастут! УРА!
  • 21:08:36 10 января 2023. По каким-то причинам не работает сайт администрации нашего района - [url]
  • 09:07:54 вот горе то!
  • 20:42:15 22 января 2023. Почему-то не получается найти на сайте фотографии германской авиаразведки военных лет.
  • 21:08:31 Владимир Пахомов< а такие были?
  • 08:41:51 Прочитал сейчас на сайте Афишу, для детей предлагают "Батл по брейкингу". Кто-то что-то погнимает?
  • 11:15:14 "В связи с пожароопасностью, с 22 по 30 апреля 2023 года запрещено пребывание в лесу ", - зампред правительства Московской области Г.Ю. Филимонов.
  • 13:54:16 30 марта 2024. Читаю материалы "Концепции развития Сергиева Посада" (версия 2019 года): "Большая стоянка экскурсионных автобусов будет организована у села Благовещенье".

Пользователи на сайте