Польско-литовская интервенция. Осада монастыря.

Жестокая феодальная эксплуатация, страшный голод и «моровое поветрие» 1600–1603 годов способствовалb массовым крестьянским волнениям. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, войска польско-литовских шляхтичей дважды вторгались в пределы Русского государства: сперва под водительством Лжедмитрия I (1604), а затем во главе с другим Самозванцем - Лжедмитрием II (1608).
В сентябре 1608 года Троице-Сергиева Лавра была осаждена 30-тысячным войском поляков и литовцев. Жители подмосковных сел сжигали свои дома, «дабы не было пристанища врагу», и укрывались за стенами крепости, вместе с беженцами из других сел и городов они составили основную силу ее защитников. Осажденных было всего 2400 человек, но они решительно отказались от предложения сдаться. Лишь заступничеством преподобного Сергия можно объяснить то, что 16-месячная осада не принесла полякам успеха. Защитники обители неоднократно видели помогавшего им преподобного Сергия. В "Сказании об осаде" описываются удивительные случаи благодатной Божией помощи осажденным в это критическое для обители и всей Русской земли время.
Троицкая обитель, являясь важнейшей в религиозно-нравственном отношении, также имела громадное стратегическое значение – она находилась на важном торговом пути, соединяющем Москву с Заволжьем. По этому торговому пути происходила доставка продовольствия в Москву. Вот почему польские оккупанты Сапега и Лисовский решили его пересечь, взяв твердыню севера – Троицкий монастырь, и тем самым блокировать всю столицу.
23 сентября 1608 г. польские воеводы Сапега с Лисовским подступили к стенам монастыря, и началась его продолжительная осада. В обители находилось около 300 человек братии, гарнизон войск под командованием воевод Голохвастова и Долгорукова и местные крестьяне, которые укрылись от интервентов за ее крепкими стенами. Интервенты мечтали быстро расправиться с осажденными, но они встретили мужественное сопротивление. Милостями, убеждениями и угрозами польские паны призывали сидельцев сдать обитель, но их обещания были напрасны. Мощный огонь артиллерии не давал врагу приблизить лестницы и «стенобитные хитрости», а на головы тех, кто все-таки пробивался к стенам, сбрасывали сверху камни и кирпичи, кипящую смолу и вар, известь и серу. Несмотря на то, что штурмы иногда длились по нескольку суток подряд, врагам ни разу не удалось забраться на стены. В тяжелых условиях тесноты и голода осажденные не только оборонялись, но и сами систематически нападали на противника, нанося ему значительный урон.
Видя бесполезность штурма обители, осаждавшие писали грамоты к осажденным, призывая последних покориться Лжедмитрию II. Лаврские сидельцы на их грамоты отвечали так: “Да ведает ваше темное державство, что напрасно прельщаете Христово стадо – православных христиан. Какая польза человеку возлюбить тьму больше света и преложить ложь на истину; как же нам оставить вечную святую истинную свою православную христианскую веру греческого закона и покориться новым еретическим законам, которые прокляты четырьмя вселенскими патриархами? Или какое приобретение оставить нам своего православного государя царя и покориться ложному врагу и вам Латыне иноверной”.

16 месяцев интервенты осаждали монастырь, но все их попытки взять обитель были безуспешны. За этот продолжительный срок много бедствий перенесли и Троицкие сидельцы. С наступлением зимы среди них стали появляться разного рода болезни, началась цинга. Военные действия нанесли тяжелый урон монастырю: некоторые участки стен сильно пострадали от обстрела, юго-восточная (Пятницкая) башня была разрушена при взрыве подкопа, деревянные постройки были сожжены или разобраны на топливо, большинство каменных построек стояли без кровель.

Несмотря на физические бедствия, “гроб каменный” продолжал стоять твердо и непоколебимо. Особенно осажденные полагались на небесную помощь своих покровителей - преп. Сергия и Никона. И по свидетельству Авраамия Палицына, многие из осажденных видели видения. Так, пономарь Иринарх видел преп. Никона, старец Иринарх во сне видел преп. Сергия, который предсказал о получении помощи от Василия Шуйского.

12 января 1610 г., опасаясь нападения Скопина-Шуйского, оккупанты сняли осаду с обители. Таким образом, твердыня Московского государства – Троицкая обитель – с честию выдержала испытания. Отражая врагов внешнею силою, Троице-Сергиев монастырь действовал в пользу родного государства и своими посланиями и грамотами призывал народ защитить православную веру и спасти отечество от польских оккупантов – друзей Тушинского вора. Своим мужественным стоянием защитники обители показали непоколебимый пример преданности родному отечеству и заставили иноземцев с позором отойти от монастырских стен. Успех обороны обители всецело зависел от несокрушимого мужества и самоотверженной любви к Родине самих обороняющихся.
Но тревожное время ещё не миновало, сидельцы, понимая это, сразу начали восстанавливать помещения для жилья, был создан постоянный воинский гарнизон – стрельцы и пушкари, для которых в спешном порядке стоились избы с запада от монастыря.
Боевые действия продолжились, когда польский королевич Владислав, пытаясь взять реванш, решил овладеть Москвой. Но, потерпев неудачу, направил свои войска к стенам Троице-Сергиева монастыря. Однако захватить монастырь сходу врагам не удалось. Желая как можно скорее окончить свой бесславный поход, они начали вести переговоры о мире. В Троицкий монастырь были вызваны царские послы, и 1 декабря 1618 года в селе Деулино состоялось подписание перемирия, положившее конец многолетней интервенции. 
Фильм об этом важном историческом событии вы можете посмотреть здесь