Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь)

На территории Троице-Сергиевой Лавры К востоку от Троицкого собора расположен ещё один редкий памятник XV в. - храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь). Он замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря. Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV в. пример церкви с подкупольной звонницей (церкви «иже под колоколы»). Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.
Преподобный Никон, приступив к строению для мощей преподобного Сергия каменной церкви вместо деревянной, перенес эту последнюю церковь на другое место, несколько далее к востоку, именно на то место, где стоит теперь наша Духовская церковь, и посвятил ее (деревянную церковь) на новом месте также имени святыя Троицы (в этой прежней деревянной церкви, перенесенной на новое место, как сказали мы выше, находились и мощи преподобного Сергия, пока строилась каменная церковь). В 1476 году вместо деревянной церкви построена была каменная (кирпичная) церковь, снова посвященная имени святыя Троицы. В 1554 году по приказанию царя Ивана Васильевича на месте первой каменной церкви поставлена новая каменная церковь, также посвященная святой Троице. Эта вторая каменная церковь и есть нынешняя Духовская церковь.(Из описаний Е. Голубинского)
При создании плана и архитектуры четверика Духовской церкви мастера во многом следовали московским традициям, а при строительстве звонницы они использовали формы и приемы родной для них архитектуры Пскова. Приземистые круглые столбы звонницы и арки над ними строги и лаконичны, будто сложены из рыхлой псковской плиты, которая не допускает мелочной отделки, но придает формам живой пластичный характер. Декоративное убранство церкви повторяет систему Троицкого собора, но в другом материале. Узорчатые пояса из терракотовых балясин, заглубленных в стену и окаймленных сверху и снизу лентами изразцов, стягивают стены храма и верх барабана, одна лента изразцов огибает алтарные полукружия. При этом декоративный пояс по стенам церкви располагается выше окон, а не под ними как в Троицком соборе. Апсиды церкви украшают тонкие вертикальные валики, соединенные между собой белокаменными вставками в виде жучков.
Духовская церковь имеет два входа, оформление которых неодинаково: портал, обращенный к собору, повторяет элементы его входов, но с добавкой своеобразных пик (их следы видны у капителей и на завершении портала), а капители и перевязки второго (южного) входа имеют другой, более тонкий рисунок. Большая луковичная глава с золотой полоской по периметру относится к 1780 году. И хотя размеры ее явно не соответствуют изящным пропорциям храма, эта глава пока сохраняется, поскольку не найдено точных данных для восстановления первоначального купола.
Интерьер Духовской церкви, лишенный верхнего освещения из-за наличия звонницы, производит несколько необычное впечатление: узкие окна, расположенные в верхней части стен, не могут рассеять таинственного полумрака, лишь немного освещаемого колеблющимся светом свечей и лампад.
Стенным письмом церковь впервые была росписана в 1655 году по приказанию патриарха Никона и с пособием от него в 200 рублей. Потом письмо было возобновляемо в 1788 году и возобновлено в 1866 году. Храм украшает иконостас розового дерева, иконы для которого выполнены в середине XIX в. лаврскими иконописцами. Сделан он в 1866 году и заменил собою иконостас, сделанный митрополитом Платоном в 1778 году.
В храме, у северной его стены, почивают святые мощи преподобного Максима Грека († 1556), а у южной стены – преподобного Антония Радонежского (†1877).
В южном отделении алтаря церкви (диаконик) при ее построении был устроен придел в честь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи, ангела царя Ивана Васильевича (чем дается предполагать, что церковь была построена если не совсем на деньги государя, то более или менее с значительною его помощью). Придел существовал очень долгое время (в описи монастыря 1641 года он описывается) и был упразднен только в 1774 году. В 1568 году была погребена в приделе, как должно думать, по приказанию государя, родственница его – княгиня Марфа Васильевна Бельская, жена князя Ивана Дмитриевича Бельского (Марфа Васильевна, дочь князя Василия Васильевича Шуйского, была внучка царевича Казанского Петра, до крещения – Даира Кудайгула, женатого на дочери великого князя Ивана Васильевича III, и была выдана Грозным за Бельского в 1554 году). (Из описаний Е. Голубинского)
В воскресные и праздничные дни в храме совершается Божественная литургия (начало в 7 час. 30 мин.).

Пользователи на сайте