Всё будет джаз

Эта неделя в Сергиевом Посаде подходит под звуки джаза. Сразу два фестиваля пройдут в эти выходные в нашем городе. Интервью с Александром Мироновым, организатором фестиваля Freedom Jazz, котрый пройдет 4 октября в КПЦ "Дубрава" мы хотим предложить вашему вниманию.

- Александр, вы - джазовый пианист, композитор, ведущий музыкальной телепрограммы, руководитель студии современной музыки, организатор концертов. Кем Вы сами себя считаете?
- Я себя считаю человеком, который должен заниматься музыкой. Играть музыку, сочинять, преподавать, рассказывать о ней другим людям, бесконечно ее любить. Не каждый человек может ответить на вопрос, зачем он здесь. Мне повезло, мне кажется, я понял.
- За последнее два года Вы провели более ста пятидесяти концертов. Как Вам удается это делать в наше нелегкое время?
- Времена всегда одинаковые, потому что всегда нелегкие. Такое случается, не хватает денег на гонорары, или не приходит публика. Организаторы считают убытки, музыканты киснут, и все рушится. И у нас было такое. Просто мы научились радоваться каждому зрителю, а музыканты, которые к нам приезжали, любили музыку больше своих гонораров. Еще нам повезло с нашими партнерами, которые предоставляли концертные площадки, и терпели наш энтузиазм. Теперь все по-другому. На последних концертах аншлаги, публики стало больше, и качество программ выросло на голову.
- Ваши концерты проходят регулярно в клубе «Ничего личного» и на площадках ГРК «Галерея». Это не много для нашего маленького города, ведь джаз не самая популярная музыка?
- Это очень мало, сейчас существует два клуба, и с нового сезона, я надеюсь, их будет четыре. Ежемесячный абонемент мы сделаем в КПЦ «Дубрава», и вероятно в клубе «Атриум». И все равно этого будет не достаточно. Хотя в Москве таких клубов не больше двадцати. Интересно, что каждая концертная площадка имеет свою уникальную публику, которая практически не пересекается с публикой другого заведения. И формат программ различен.
Вы сказали, что джаз не самая популярная музыка. Это правда. Но лишь потому, что публика не очень знакома с настоящей современной музыкой. Тем более, что на наших концертах исполняется не столько джаз, сколько музыка фьюжн, а это сплав разных музыкальных жанров, джаза традиционного и современного, рок-музыки, музыки фанк и соул, латино-американской и афро-кубинской музыки. И компетентных слушателей, знакомых со всем этим разнообразием, единицы. Тем не менее, единажды посетив наши концерты, слушатель понимает, что настоящая музыка прошла где-то рядом, и жизнь его меняется. Его приемник переключается с радио «Шансон» на радио «Джаз», он начинает регулярно посещать новые концерты и это входит в его привычку. Российский слушатель неискушен, но очень восприимчив к хорошему. Он начинает понимать, что музыка, которая его окружает повседневно, из радиоэфира и с телеприемников, не более, чем музыкальный суррогат. И это тоже правда.
Я вообще считаю, что девяносто процентов всего музыкального продукта, выпускаемого в нашей стране, не имеет право на существование по своим эстетическим и профессиональным качествам. И выпускается лишь потому, что «Пипл хавает». Мне грустно от этого, я другого мнения о нашем слушателе.
- С этого года на телеканале «Тонус» вышла программа с Вашим участием, расскажите об этом?
- Эта программа называется «FreedomJazz» и выходит в эфире «Тонуса» по пятницам несколько раз в месяц. В один момент мне показалось, что наши музыкальные программы могут быть интересны не только людям, пришедшим на концерт, но и телезрителям. Я поделился этой идеей с режиссером канала Игорем Еремеичевым, и мы начали снимать эти концерты. Получилась интересно. Большую помощь нам в этом оказывает оператор Игорь Кляузов. Около двадцати передач мы сделали за это время. Программа имеет странный резонанс. В первую очередь мы ориентировались на аудиторию, близкую к музыке, на музыкантов, преподавателей музыкальных школ, но вышло так, что самые теплые отзывы я получаю от простых людей, от таксистов, соседей, людей не творческих специальностей. Несмотря на то, что музыка очень непростая, она находит правильный отклик в человеческих сердцах. Я глубоко не согласен со многими коллегами-музыкантами, в том числе и по джазовому цеху, которые в угоду ложному представлению о среднем уровне российского слушателя умышленно занижают планку музыкального материала, делая его, якобы, доступным для восприятия. Мы отстали на десятилетия в музыкальном эстетическом развитии, и нам некогда достигать его естественным путем, начиная с простого и доступного. Наш слушатель не виноват, и имеет право получать музыкальный продукт современного уровня и качества. Если ему захочется познакомиться с истоками, он это сделает сам. А задача современного музыканта делиться с публикой самым совершенным, что есть в его арсенале. Для чего тогда сотни людей во всем мире создавали новую музыку. Например, музыка Чика Кореа или Пэта Мэтени равновелика по своему художественному таланту произведениям Грига или Шопена. И мы должны нести ее публике, в противном случае, мы зря получаем свой хлеб.
- Вы участник многих музыкальных проектов, расскажите о них?
- Их много, более двадцати. И все это разная музыка. За два года в наших клубах выступило множество музыкантов, и большинство из них элита московского джаза. Все эти программы уникальны, и практически не повторяются. Мы не можем позволить, чтобы наши постоянные гости, пусть их немного, слушали одно и тоже на протяжение нескольких концертов. Поэтому в последнее время мы отдаем предпочтение тем музыкантам, которые способны предлагать новые и новые программы. Это интересно и публике, и самим музыкантам. В настоящее время я могу выделить четыре проекта, на основе которых составлена афиша летних концертов на эстраде ресторана «Дачная жизнь». Это ансамбль трубача Владимира Галактионова, который исполняет фьюжн-версии американской поп-музыки, специальный проект клуба «Ничего личного» Nothing Personal Projeсt, с репертуаром классики музыки Фьюжн, с участием барабанщика Дмитрия Власенко, саксофониста Антона Залетаева, и бас-гитариста Григория Ведмедя, трио гитариста Павла Чекмаковского, с участием барабанщика Артема Федотова, с самым широким репертуаром от джазового мейнстрима до авторских пьес Павла, и фьюжн-бэнд Indigo Sisters.
- Можно несколько слов про последний коллектив?
- С удовольствием. Indigo Sisters это молодой коллектив, ему меньше полугода, он состоит из музыкантов нашего района. По совокупности трех составляющих, молодости участников, репертуара и исполнительского качества, Indigo Sisters можно смело назвать культурным достоянием не только земли радонежской, но и страны в целом. Уже сейчас этот коллектив может достойно представлять Сергиев Посад на любой площадке нашей страны и даже Европы. Средний возраст участников, если не брать во внимание вашего покорного слугу, всего 20 лет. Однако репертуар составляют произведения современного фьюжн, среди которых есть пьесы Ли Ритенура, Джона Скофилда, Чика Кореа, групп Форплэй, Спайро Джайро и Йеллоуджекетс. Специалисту современной музыки это о многом говорит. Немногие именитые мастера отечественного джаза берут на себя смелость исполнять такую музыку. Немногие способны по достоинству оценить всю ценность этого коллектива. Выступление Indigo Sisters вызывает одновременно восторг и трепет, и меня радует, что самые теплые оценки коллектив получает из уст первоклассных московских музыкантов, которые в свою очередь часто выступают с Indigo Sisters на фестивалях, которые мы проводим. И это тоже важный показатель.
- Другими словами, у этого коллектива большое будущее?
- У этого коллектива большое настоящее. Я бесконечно верю в талант этой группы, их преданность музыке и трудоспособность. В остальном, на все воля Божья.
- Вы сказали, что проводите фестивали, можно уточнить какие?
- Да, мне очень нравится формат фестивального концерта, когда много музыкантов на сцене, одновременно исполняется несколько разноплановых программ, и апофеозом всего является джем всех участников, или как мы называем фьюжн-джем. Самое ценное для музыканта - это музыкальное сценическое общение. Никогда не передашь словами то, что можно выразить на сцене друг другу языком музыки. Поэтому мы проводим несколько таких фестивалей, это очень приятно для его участников, и чрезвычайно интересно для зрителей. Сейчас таких фестивалей уже четыре. «Джаз на Рождество» и летний фестиваль «Open Air Jazz», проводимые в ГРК «Галерея», фестиваль «Воскресный джем», проводимый в клубе «Ничего личного» на пасху. И новый фестиваль, которым начнется сезон джазовых концертов в КПЦ «Дубрава» в начале октября. Милости просим.
- С октября в КПЦ «Дубрава» начнет свою работу студия современной музыки, расскажите об этом начинании.
- Меня, как и многих, несколько последних лет беспокоила ситуация с музыкальным образованием в нашей стране. Мировой музыкальный язык в двадцатом веке настолько расширил свои границы, что пренебрегать им в рамках современного образования уже невозможно. Уже давно в музыкальных школах нужно было вводить преподавание джаза и рок-музыки. Тем более, что лучшие образцы этой музыки много лет являются классикой. Однако, за очень редким исключением, этого не происходит. В результате те учащиеся, которые могли бы составить армию профессиональных музыкантов, исполняющих современную музыку, по окончании школы теряются, растворяются в синтетических жанрах, или, вообще, перестают заниматься музыкой. Открытие студии современной музыки является попыткой исправить это положение в нашем районе, а задача - воспитание профессионального универсального музыканта, исполняющего современную музыку - джаз, рок, фанк, фьюжн и т.д. Ориентирована студия на выпускников и учащихся старших классов музыкальных школ, или тех детей, которые по каким-то причинам оставили академическое образование, или его не имеют. Но имеют музыкальный талант, и желание его развивать. Я уверен, что в лице педагогических коллективов музыкальных школ нашего района мы получим понимание и поддержку.
- Какие специальности и дисциплины предлагаются в курсе обучения?
- Специальности четыре - бас-гитара, ударные инструменты, гитара и клавишные инструменты, а также теория музыки, история современной музыки, импровизация и композиция, общее фортепиано для всех специальностей, и как ключевой - класс ансамбля.
- Какие методики Вы будете использовать в обучении?
- В настоящее время проблем с методиками нет, их масса, и они всем известны. Нужно только отделить зерна от плевел. Проблема в другом. Нам трудно поверить в то, какие талантливые наши дети, еще труднее разглядеть этот талант, и помочь ему реализоваться. И методика здесь одна - почувствовать интерес ребенка, и бережно этот интерес мотивировать. Остальное он сделает сам. Ничему нельзя научить, но всему можно научиться. У меня перед глазами опыт работы с группой Indigo Sisters. Пол-года назад это был музыкальный ансамбль, коих бесчисленное множество в нашем городе. Правда, музыканты были образованы, и надо отдать должное их педагогам из музыкальных школ. Сейчас это - профессиональный коллектив, исполняющий сложнейшую современную музыку. Они очень хотели заниматься этой музыкой, никто не мог им в этом помешать, но мало кто мог им в этом помочь. Иногда мы сами не очень хотим учиться, и поэтому нам бывает трудно что-то новое передать нашим детям. Хотя это не сложно и интересно.
- В курсе студии есть также история мировой культуры и история Христианства?..
- А как иначе. Вы думаете человек может стать настоящим музыкантом, не имея элементарных представлений об Итальянской опере, «Фаусте» Гете, и картинах Леонардо да Винчи. Вряд ли. Тем более, если он не знаком с Евангелием.
Беседовал Макс Агафонов
 

Комментарии

Аватар пользователя Mansun

я в свое время слушал программу "бесконечное приближение" на радио России.
интересное было время Smile

жаль, что сейчас далек от этой музыки...
хотя М. Девис до сих пор нравится... просто к каждой музыке нужно придти во время.. и мое время для нее еще не наступило.

Аватар пользователя Главный редактор

Естественно человек растет и развивается и на каждом этапе жизненного пути слушает разную музыку, соответствующую ритму его жизни.

Аватар пользователя Mansun

кстати решил слить с торрентов записи бесконечного приближения.
ожидаю интересные часы прослушивания:)

Пользователи на сайте