Выставка «"Счастливое семейство" или "крайние" в художественных династиях Абрамцева»

Описание

8 ноября 2014 года в отделе «Русские художники ХХ века» Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка «"Счастливое семейство" или "крайние" в художественных династиях Абрамцева». Выставочный проект завершает серию проектов, посвящённых юбилейному году абрамцевского Посёлка художников, или творческого объединения «Ново-Абрамцево». Дачно-садовый кооператив «Творческий коллектив художников "Ново-Абрамцево"» образовался в 1934 году. Вот как об этом написал И. Э. Грабарь в статье к каталогу выставки 1936 года, организованной в Хотькове: «Чрезвычайно удачной была мысль продолжить художественно-творческую линию старого Абрамцева, переключив её на новые, советские рельсы. Так, по инициативе группы художников, с одной стороны, и встречной мысли Загорского совета ― с другой, возник творческий посёлок «Новое Абрамцево». Девять художников и три скульптора, с разрешения совета и при его постоянной деятельной помощи, выстроили на берегу Вори, противоположном старому Абрамцеву, свои мастерские. Закипела работа!... здесь работается с удвоенной энергией, и все мы, члены новоабрамцевского коллектива, крепко надеемся, что Новое Абрамцево даст своей прекрасной, заново перестроенной родине искусство, созвучное ей и достойное великой эпохи социалистического строительства».
В те далекие 1930-е годы «Ново-Абрамцево» было связано с именами видных советских художников — И. И. Машкова, В. И. Мухиной, Б. Д. Королева, С. Д. Тавасиева, И. Э. Грабаря, В. Н. Перельмана, Е. А. Кацмана, П. А. Радимова, Б. А. Зенкевича. Позже к ним присоединились Д. А. Шмаринов, В. Н. Горяев, А. Г. Лысенко, Б. И. Пророков, С. А. Чуйков и Е. А. Малеина, А. М. Дубинчик, ещё позже — Н. И. Андронов и Н. А. Егоршина, А. В. и И. И. Васнецовы, А. В. Марц, С. А. Алимов.
Проект мыслился как презентация, представление династий Абрамцева, точнее, творчества пишущих сейчас художников, потомков известных и заслуживающих уважения мастеров отечественного изобразительного искусства.
Династии — это преемственность. Династии бывают родовые, когда долго воспроизводящая себя фамилия с имуществом, передающаяся по наследству, — признак высокого уровня развития культуры. Такова, например, итальянская фамилия Медичи, которая существует с XII века, из них с XII по XVIII век — духовно и политически, а с XVIII века — как гербовый раритет. Передается по наследству репутация, а также герб — опознавательный знак фамилии. Династической может быть любая профессиональная деятельность. Но при этом наследник — лишь один из членов семьи. Остальные могут формировать любые направления, либо свой свободный выбор судьбы. В традициях западноевропейской культуры непременная летопись династической деятельности — династические книги.
Что касается России, её бурной и сложной истории, то здесь династический вопрос особенно важен. Русский писатель Иван Аксаков высказал мысль о том, что «история России есть во многом история её родословий».
Сегодня много говорят о национальной идее, о стабильности в обществе, о культурных традициях. Воспоминание о себе, возвращение к своей истории, истории семьи, деятельности — одна из насущных проблем культуры. Вот вопрос: почему наша память не задерживает больше одного поколения? Остальное — за пределами фактов, чистое агентство. Мераб Мамардашвили этот феномен определял как «выпадение из культуры». Не читаем, не помним, прошлое — круги на воде.
Именно поэтому юбилейный год «Ново-Абрамцева» завершается выставкой художников, для которых творчество дело насущное.
Живите в доме — и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нём.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом, —
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас…
Приведённые строки из стихотворения Арсения Тарковского «Жизнь, жизнь» могут служить эпиграфом к информационной «записке» проекта. Но они её завершают. В прошлом — XX век, когда писались строки. Век исторических бурь, безжалостно дробивших устоявшийся быт, сметавших предания, предрассудки, вкусы, мнения, стиль и образ жизни. Сейчас время не менее сложное: сколько поворотов, как быстро меняется картина, расширяются или сужаются горизонты. И вполне оправдан интерес к тем из «культурных гнезд», где не прерывается живая связь поколений, где история семьи и история отечественной культуры как бы породнились между собой. Именно в такой семье родились Мария Андронова, Сергей Шмаринов, Ирина Марц, Анастасия Соколова, Валерий и Никита Чернорицкие, Андрей Лысенко, Ростан Тавасиев, Анна Размахнина (Дубинчик), Николай Пророков, Евгения Чуйкова.
В проекте участвуют абрамцевские этюды Федора Васнецова. Его уже нет с нами, но творчество его волнует и заставляет признать: любая развитая идея всегда предполагает взрывы гениальности, неординарность, дискретность. Но и «гениальность» из пустоты не возникает. И, рондо завершения, среда создается долго.

Стоимость билетов

Уточняйте

Категории

Фотографии

Выставка «"Счастливое семейство" или "крайние" в художественных династиях Абрамцева»