Точка зрения на Сергиев Посад.

Есть ещё одна боль – может, и не столь масштабная, но не менее важная. Это – город Сергиев Посад. Если «вычесть» из города Троице-Сергиеву Лавру – останется совершенно заброшенный и грязный, проворовавшийся и запутавшийся в чиновьичьих дрязгах провинциальный городишко. Посад сегодня – это не только город без головы в прямом смысле слова – это ещё и город без смысла, без идеи. Если раньше, в былые века, сердцем города был монастырь и вся жизнь вращалась вокруг него, а позже – и вокруг Академии, то попытка советского режима внедрить новый смысл города как центра военно-промышленного комплекса и хранилища всяких нечистот – от биологического оружия до ядерных отходов – не особо-то вдохновила сергиево-посадцев. Так и разделяется город на две, мягко говоря, не очень дружащие части – верующие, духовенство, сотрудники Лавры – и «просто жители», которые тихо ненавидят «церковников», видя, как медленно, но настойчиво поднимается над городом всё выше и выше Лавра.

Не надо тешить себя сладостными иллюзиями, что когда-нибудь Посад станет Новым Римом, Иерусалимом, да ещё и Константинополем впридачу. Либо напряжение между разваливающимся городом и активно развивающейся Лаврой будет всё сильнее нарастать – либо должно произойти какое-то качественно новое изменение и в формате, и в самой сути взаимоотношений между ними. Ни поглотить город Лавре, ни городу изолировать себя от монастыря уже не удастся никогда. Но что же могло бы стать таким новым измерением, полезным, созидательным в равной мере и для людей церковных, и для далёких от веры горожан?

У меня есть только один ответ. Это – «Русский Оксфорд». Превращение Сергиева Посада в крупнейший Русский Гуманитарный центр, где были бы специализированные гуманитарные университеты и институты, лицеи и классические гимназии, различные исследовательские центры. Заметьте – речь не идёт о придании этому мероприятию статуса «православненького образованьеца». Сделайте Посад действительно интеллектуальным и культурным центром, вполне светским – и духовное наследие преподобного Сергия заиграет неведомыми доселе переливами; богослужебная, духовная, учебная, воспитательская, исследовательская деятельность сольются в единое русло традиционного русского классического образования. Для этого есть достаточно предпосылок: и географическое местонахождение города – не слишком далеко, но и не критически близко к столице; прекрасный ландшафт, подойдя к которому с умом и любовью, можно создать архитектурные ансамбли для выполнения любых задач – хоть гимназии с пансионом, хоть университета или колледжа. Это, конечно же, и близость преподобного Сергия – главного покровителя учащих и учащихся. Это и духовная академия со всеми структурными подразделениями, библиотекой, а главное – уникальной традицией целостного учебно-воспитательного процесса. Об исторической значимости Лавры и говорить не стоит. Появление в Сергиевом Посаде такой высокой концентрации умной и творческой молодёжи не может не изменить в кратчайшие сроки само лицо города, придать ему новый колорит и – простите, но так этого не хватает сегодня – здоровый румянец и свежесть! С другой стороны, сильный гуманитарный центр станет и для духовных школ серьезным вызовом – общаясь друг с другом, споря и соглашаясь, не станет ли это главным заделом для настоящего возрождения русской богословской школы? Разве не приближающийся юбилей 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского буквально требует этого?

|/В своей авторской колонке главный редактор портала "Богослов.Ru" протоиерей Павел Великанов делится своими размышлениями в связи с недавней встречей Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с духовенством и представителями церковной общественности. http://www.bogoslov.ru/text/2245361.html/

Комментарии

Аватар пользователя Rebel

А мне кажется, что "конфликт Лавры и города создан искусственно. И в большей степени обусловлен идеологией временщиков в городской администрации.Во всем мире граждане берегут свое наследие, заботятся о традициях и корнях. Только бережно сохраняя "историческую ткань" можно, создать, что-то дельное. Назовите хоть одно решение администрации последовательно развивающее концепцию развития города? То-то и оно - не интересно им это. Разворовать окончательно, получить откаты, по головам проскочить в более высокие эшелоны власти. Вот их задачи.К тому же власть должна не просто управлять,но и воспитывать граждан (в том числе и собственным примером). Чему могут научить казнокрады и лицемеры? Жители города обижаются на Лавру! Ай-яй-яй,а может быть жителям города озаботиться вопросом: кто ими управляет? Мы,сами,своим равнодушием и невежеством сделали город таким каков он есть,ползаем по уши в дерьме и мечтаем о Русском Оксфорде. Забавно право.

Аватар пользователя савл

А что, разве есть конфликт лавры и города? Не думаю. Есть недовольство отдельных граждан, которые всё еще живут в Загорске.
А вот о власти - согласен! А что от неё ждать, если главный показатель работы главы, за который с него в первую очередь спросят, это победа одной из партий на выборах. Вот и приходится пиариться у кучи мусора рядом с жд перездом, а на чем еще? После этого сюжеа / его же кто-то организовал, ТВ подключил/ всех бы пиарщиков уволить! Это же как нужно не любить своего работодателя, чтобы на куче мусора его пиарить! Так и живем...

Аватар пользователя Rebel

...Так и разделяется город на две, мягко говоря, не очень дружащие части – верующие, духовенство, сотрудники Лавры – и «просто жители», которые тихо ненавидят «церковников», видя, как медленно, но настойчиво поднимается над городом всё выше и выше Лавра...
В таком случае как понимать данную фразу?Или вот ещё:
...Либо напряжение между разваливающимся городом и активно развивающейся Лаврой будет всё сильнее нарастать – либо должно произойти какое-то качественно новое изменение и в формате, и в самой сути взаимоотношений между ними...
Разве такое состояние, как то по другому называется? А уволить надо главу и иже с ним.

Аватар пользователя nikasp

интересно, а с увольнением главы что-то изменится???

Аватар пользователя Rebel

Думаю вряд ли. Ведь проходят десятилетия, а в администрации одни и те же лица.Они как шестерки в колоде рогатого перетусовываются, а для граждан города арифметика простая - от перемены мест слагаемых,сумма не меняется. Вот ведь даже тех кого за руку поймали! По тихому ушли. но к кормушке хоть кого то из кумовьев протащили.И по сути это сплоченная ОПГ. Чужаков,отторгают. Пример Маслов,Душко. И не важно какими Маслов или Душко были, важно,что они представляли для этой "колоды" угрозу.
Любой организм, а общество это организм, болеет и умирает когда у него ослаблены иммунные функции.Дело не в этих подонках. в любом организме присутствуют болезнетворные микробы,дело в нас самих. Необходимо иметь не только желание но и решимость и силу для того. что бы что то изменить.

Аватар пользователя Rebel

И в продолжение:. Вот к примеру зам главы Большаков. Наладился в мособлдуму.Нагадил в городе пошел выше.Смысл? Смысл простой: знает куда рвется.Здесь он исполнитель(хоть и чужими руками),а там он,будет просто,кому то необходимые законы проводить.Руку поднимать от имени граждан города(другие деньги) да и риск сведен к минимуму. Скажете-сгущаю краски.Ни сколько. Проанализируем деятельность этого персонажа. Сначала его защищали погоны ментовские, потом иммунитет депутатский. Все очень просто - мы должны сказать этим людоедам НЕТ. Не промолчать и забить на выборы, а высказать свое мнение.

Аватар пользователя nikasp

но в предвыборной компании о кандидатах говорят только хорошее. Это стало привычкой не реагирования на выборы, т к воз будет и ныне там...

Аватар пользователя Rebel

Смотреть надо не на слова, а на дела. Посмотрите вокруг и Вы увидите дела тех кто так красиво о себе говорит.

Аватар пользователя nikasp

да уж...

Аватар пользователя nikasp

к сожалению дела не подписаны...а хотелось бы знать...кто нам хорошее несет и в чем Smile

Аватар пользователя савл

Это же частное мнение. Наверно, у священника есть личные причины так думать. Всякое бывает Smile.

Аватар пользователя nikasp

грустно оно..т к город мог бы развиваться, а получается, он наполняет карманы одних, - они уходят выше...наполняет карманы других...а вместо развития - воз и ныне там...

Аватар пользователя АлександрТеренков

в первом абзаце, поднят, на мой взгляд, очень важный вопрос: отношение жителей к Лавре и МДАиС. В подавляющем большинстве граждан это, опять же нмв, отношение находиться в спектре от равнодушного до крайне негативного. О причинах такого отношения можно рассуждать долго. К.А. Филимонов и В.А. Ткаченко, сотрудники музея-заповедника, по поводу этого много чего могли бы рассказать. У меня один вопрос, по существу. Каков реальный вклад Лавры и МДАиС в современную жизнь Сергиева Посада? По моим ощущениям отрицательный Sad

Аватар пользователя савл

Посмотрите на два решения советской власти. Вот истоки музея. И что тут гоношиться уважаемым сотрудникам?
20 апреля 1920– опубликован подписанный В. И. Лениным Декрет Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры».
1 февраля 1940– постановлением Совнаркома архитектурный ансамбль Лавры был объявлен Государственным музеем-заповедником.

Аватар пользователя АлександрТеренков

В музее собраны предметы и документы связаные с историей нашего края от каменного века и до наших дней... Музейщики собирали, хранили, востанавливали и популяризовали, доносили и доносят до народа, историю не только Лавры, но всей страны. Если бы не сотрудники музея, то от Лавры остались бы одни руины...

"Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять."

Никто особо не гоношится. Помянув историков, я лишь хотел сказать, что они обладают документально подтвержденными знаниями об отношениях города и Лавры. Не более того. Вы же в бутылку лезете. Sad

P.S. Какой культурой надо обладать, чтобы в храм 17в. встроить пластиковые окна!? http://www.worldwalk.info/ru/catalog/1682/

Аватар пользователя савл

Насчет окон. Может , все проще? Нашелся человек, который пожертвовал окна, пластиковые. И слава Богу. Главное, в храме возобновилась молитвенная жизнь. Для Господа и для спасения душ наших это важнее, чем материал окон. Это светский подход, вычислять, какие там окна. Для духовной жизни это не главное. Будет возможность, найдется еще жертвователь, вставят соответствующие окна.

Аватар пользователя савл

От лавры могли остаться руины благодаря советской власти. Однако и в том режиме нашлись смелые люди, убедившие эту власть в необходимости создания музея. Да, сотрудникам музея честь и хвала, они много сделали для сохранения наследства. Они и должны это делать, за зарплату выполняли свои проф обязанности, защищали ученые степени...В разрешении возникших недоразумений, а почву заложила опять же советская власть, всем хочется пожелать мудрости.

Аватар пользователя Владимир Пахомов

Не хочется выглядеть белой вороной, но получается, что я не отношусь к "к подавляющему большинству граждан" имеющих отношение от равнодушного до негативного.

Аватар пользователя савл

Ощущения ощущениями, но поконкретнее можно что-то услышать? По поводу сотрудников музея. Не знаком с ними. Но по аналогиям можно представить их позицию. Зададимся вопросом, а что первично, лавра или музей, созданный на основе отобранных у лавры ценностей? Еще совсем недавно и лавра была музеем и что? Будем возмущаться, что музей утратил былые позиции? Лавре века, музею года, это соотношение все расставляет по местам. И еще . Представьте, в городе нет лавры... Убогий заштатный грязный городишко... Кроме всего, лавра не только стены!

Аватар пользователя АлександрТеренков

Давайте про вклад.
1. Какова доля Лавры в бюджете города и какова доля города в бюджете Лавры.
2. Каков её вклад в культурную жизнь.
3. Не могу представить город без Лавры... Либо мы обсуждаем то что есть, либо фантазируем Smile
4.Наблюдаем ли мы, как городские жители, территориальную экспансию? Чего мы лишились и что получили взамен.

Аватар пользователя Главный редактор

Бюджет города в большой степени зависит от Лавры. Весь гостиничный бизнес (отчасти ресторанный) живет за счет Лавры. Насколько мне известно Лавра финансирует некоторые социально значимые учреждения в городе.
Вклад в культурную жизнь тоже значителен - церковные праздники я бы отнес к культуре. Рождество, Пасха...
Территориальную экспансию я рассматриваю как возврат принадлежащих ранее и построенных Лаврой зданий.
Из центра давно пора выселить все офисные помещения. Для города они убыточны - МУП Дом банкрот (здание ресторана Север, дом быта). Разве они приносят деньги в казну города? А могли бы.

Аватар пользователя АлександрТеренков

Александр, вклад Лавры в тур индустрию страны переоценить сложно. Бюджет города и района, уж извините за занудство, складывается из налоговых и прочих поступлений. Думаю вряд ли кому-то удасться увидеть цифры по Лавре, не платит она ничего. По другим субьектам думаю легко можно достать сведения. Косвенный доход, от туриндустрии вцелом есть, спорить не буду, но мизерный. Имея третье место по посещениям в стране, после Москвы и Питера хотелось бы другого уровня жизни. Принимая во внимание, что за всеми приезжими, убирают мусор и ,извините фекалии, чинят дороги и т.д. за наш счет Wink
Возвращать отобраное раннее конечно справедливо и правильно. Только парка теперь нет, почта работает в невыносимых условиях, музей, один из лучших в стране, неизвестно где, я уж о такой мелочи скажу, как сквозной проезд через площадь...
В МДАиС выступают лучшие люди страны, но что об этом знают горожане?
Эффективности управления у РПЦ учиться не надо, при тех условиях, что у них есть, производительность труда никого не волнует Wink

Аватар пользователя GT

Александр, может я бегло прочитала здешние комментарии, но спорить о "вкладе" Лавры в наш город это по меньшей мере странно... Город возник, живет и известен во всем мире благодаря основателю Лавры, а не некоему например Загорскому или предприятиям типа ЗОМЗ или ЗЭМЗ.
Если бы не Лавра, это была бы совсем другая история, "мода" последние годы хаить свою страну, город в котором живем...

Аватар пользователя савл

Александр, попытаюсь ответить на Ваш второй вопрос. Вкратце скажу, лавра - само сосредоточение культурной жизни не только Посада, но и России. Прочитайте, пожалуйста, реферат на эту тему, попался мне http://www.neuch.ru/referat/35382.html
И еще. Вы побывали на выставке в ДХ. Сколько работ посвящено лавре? Да это лучшие работы! Это ли не вклад в культуру? В Посад приезжают и артисты, и музыканты, и литераторы! Почему? Да потому что лавра здесь! А кто бы знал в мире наш городок, не будь он крепко связан с преподобным Сергием, основателем лавры!

Аватар пользователя АлександрТеренков

savl, России да, безусловно, Посада нет однозначно, опросите соседей когда они были в Лавре последний раз и по какому поводу? Когда собираются в следующий? Какова коммуникация событий происходящих в Лавре с событиями происходящими в городе? Про артистов и музыкантов, боюсь Вас разочаровать... Возможно в первый раз да, но не во второй... Само основание города связано с Лаврой, что уж тут рассуждать о том кто бы что знал. Никто бы ничего не знал. Города бы не было. Glasses

Аватар пользователя савл

Это проблема соседей, а не лавры. Видимо, у них удовлетворены все духовные потребности. С другой стороны, много людей, и соседей в том числе, окормляются в приходских церквах, часть которых - подворья лавры. Нет никакой нужды местному населению все службы быть в лавре, там и без нас народу немерено. И почему должна быть коммуникация? Там духовная жизнь, а здесь главная потребность в хлебе и зрелищах. Но убери лавру и городу конец. Вот Вам и прямая коммуникация.

Аватар пользователя АлександрТеренков

Прихожане и горожане, оченно разные категории... хотя вторая безусловно включает первую, но не наоборот... По поводу самодостаточности города , даже обольщаться не стоит, город вполне самодостаточный, когда в городе не было Лавры, а был такой период, никуда он не делся Smile а вот в момент секуляризации, когда собственно город и появился, Лавре туго пришлось...
Коммуникация, нмв, должна быть, а то такие вот диологи постоянно возникают... В своих поездках по стране и общении в интернет, устал уже от суждений - какой у нас замечательный город и как нам тут хорошо живётся Smile
Я, не против Лавры как таковой, не против РПЦ, не против!!! Но я, в силу разных обстоятельств, живу в этом городе с детства и знаю о его горестях и радостях на личном опыте Smile
Есть печальная данность - Город и Лавра не единое пространство, а два смежных. Университетом это не решить, к сожалению...

Аватар пользователя савл

Конечно печальная данность! В духовном центре живут не верующие люди /хотя и крещенных - большинство!/ Наверно, это не вина, а беда людей. А город действительно замечательный! Такой вот грязный, заброшенный, проворовавшийся... , а замечательный! Потому что здесь лавра, здесь святыни, здесь заступничество преподобного Сергия и благодать Божия.

Аватар пользователя савл

Вы, Александр, сначала уж обоснование подведите под свои ощущения. А уж потом наступит мой черед отвечать Smile.

Аватар пользователя АлександрТеренков

Вы затеяли, Вам и отвечать...
А ощущения, они обоснований не требуют Smile они есть или нет Wink

Аватар пользователя савл

Увольте, Александр, погружаться в мир Ваших ощущений я не буду. Печально, что Ваши ощущения не подкреплены обоснованиями.

Аватар пользователя АлександрТеренков

З.Ы. Музей позиции не утратил, в культурном смысле, он как был, по меткому выражению академика Д.С. Лихачева "Эрмитажем русской культуры", так и остался. http://www.mosjour.ru/index.php?id=352

Аватар пользователя Joking Girl

Хочется представить себе такой Сергиев Посад. Но...
А насколько нашему городу и нашей стране сегодня нужна образованная молодежь? Нужен ли кому-то Сергиев Посад как город с университетом? Эти вопросы возникают у меня довольно часто.

Аватар пользователя Главный редактор

Образованная молодежь нужна безусловна. Не могу говорить про государство, но стране точно нужна.

Аватар пользователя Главный редактор

Идея интересная. Для духовного образования уже можно говорить как о состоявшемся центре образования - МДАиС. А вот для светского образования - создать второй МГУ задача чрезмерно сложная.

Аватар пользователя nikasp

идея хорошая.

Аватар пользователя Владимир Пахомов

А я вот сторонник того, чтобы у нас городе и районе было всего хорошего понемногу. Был бы свой, пусть и не крупный, но настоящий университет (а не сегодняшнее распыление преподавателей на пару десятков т.н. ВУЗов). Должна быть какая-никакая, но промышленность с прикладной наукой. Должна быть возможность обеспечиваться продуктами местного производства (и переработки). Моно-город, построенный на базе чего-то одного - вещь неустойчивая в условиях нашего теперешнего государства. В том же Оксфорде не брезгуют иметь на своей окраине и автозаводик BMW.
Помимо заботы об абстрактном городе, следует не забывать о его конкретных жителях. Мы все рождаемся и вырастем разными. Кто-то развил в себе талант художника, кого-то с детства тянет к технике, кто-то имеет желание работать на земле. Каждому трудолюбивому человеку должно найтись место в нашем городе и районе.
А вот насчёт образования, то на мой взгляд, в наше время оно не имеет тенденции к централизации. Да, по прежнему будут востребованы бренды университетов для получения престижного (часто для понтов), но не обязательно полезного образования. Нынешнему Ломоносову не обязательно идти в Москву, благодаря интернету много полезного доступно и не для столичных жителей. Трудно обучаться дистанционно хореографии, вокалу или живописи, многое другое - не требует присутствия слушателя в аудитории.

Аватар пользователя FedoS

Полностью согласен с г-ном Пахомовым! Нужно развивать в Посаде то, что было когда-то его визитной карточкой, т.е. Лавру, во-первых, ВПК (ЗОМЗ, Звездочка, НИИПХ и т.д.), во-вторых, ну и просто культурно-досуговую отрасль так сказать для горожан! Ведь задача любого города - быть удобным местом для проживания его обитателей. Поэтому считаю, что не нужно искать какой-то новой миссии для города. Справиться бы с воостановлением вышеуказанных секторов.
Да и к тому же, что за дурацкая привычка у нас, русских, вечно искать в чем-то какой-то смысл, какую-то миссию?? Не нужно этого делать, Нужно просто жить, а для этого надо создать все условия!

Аватар пользователя Главный редактор

Возможно восстанавливать ВПК в том же виде наверное не имеет смысла, в том числе и по объемам производства. К тому же сейчас большой спрос на рабочие специальности, а желающих работать, а не продавать не так много.
Новую миссию искать и не нужно, нужно возрождать любовь к труду и культурному отдыху.

Аватар пользователя nikasp

раньше в Посаде открывались филиалы Вузов, теперь это почти невозможно...по политике и требованиям...

Аватар пользователя Bart

Абсолютно правильно, по-моему. (Я имею в виду ответ В. Пахомова)

Аватар пользователя савл

Автор

Опубликовано

14/11/2011 - 11:54

Посадская беседка

  • 20:39:08 20 сентября 2022. Сегодня избран новый президент академии наук - Геннадий Яковлевич Красников.
  • 19:49:01 С 1 января 2023 года в нашей стране не будет пенсионного фонда и фонда социального страхования. Оба этих фонда объединяются в Социальный фонд.
  • 20:42:14 наверно и пенсии вдое вырастут! УРА!
  • 21:08:36 10 января 2023. По каким-то причинам не работает сайт администрации нашего района - [url]
  • 09:07:54 вот горе то!
  • 20:42:15 22 января 2023. Почему-то не получается найти на сайте фотографии германской авиаразведки военных лет.
  • 21:08:31 Владимир Пахомов< а такие были?
  • 08:41:51 Прочитал сейчас на сайте Афишу, для детей предлагают "Батл по брейкингу". Кто-то что-то погнимает?
  • 11:15:14 "В связи с пожароопасностью, с 22 по 30 апреля 2023 года запрещено пребывание в лесу ", - зампред правительства Московской области Г.Ю. Филимонов.
  • 13:54:16 30 марта 2024. Читаю материалы "Концепции развития Сергиева Посада" (версия 2019 года): "Большая стоянка экскурсионных автобусов будет организована у села Благовещенье".