СОЛОВЬЕВ Николай Николаевич

Николай Николаевич Соловьев (1950-2005 гг.) - человек необыкновенного таланта, заслуженный работник культуры России, член Союза журналистов РФ.

В 1970 г. окончил Загорский кинотехникум по специальности "монтаж и эксплуатация киноустановок". В 1977 г. окончил Московский государственный институт культуры, по специальности - режиссер кино-фотостудии. Творчество Николая Николаевича тесно связано с Радонежским краем, его удивительной природой, особенной историей, мастерами прикладного искусства прошлого и настоящего. Среди его работ и диковинные пейзажи, и портреты рабочих, мастеров-резчиков, восстановленные старинные фотографии.

Абрамцевские пейзажи XIX века и снимки абрамцевского же художественного кружка Николай Николаевич возвращал к жизни вместе с семьей: ретушировал, увеличивал, “вытягивал” полутона. Он так и не перешел на “цифру”. Как говорят профессионалы, даже самые продвинутые цифровые технологии пока что не дотягивают до профессиональных слайдов. Для многих издательств слайд до сих пор остается стандартом качества. В 80-е годы вместе с В.И. Полиным принимал активное участие в творческой жизни любительской киностудии Абрамцевского художественно-промышленного училища им. Васнецова.

Его персональные фотовыставки проходили и в Берлине (1996) , Фульде (1997), Париже (2000) , Латвии (2000). Николай Николаевич - автор проектов и составитель книг «Сергиев Посад. Страницы истории», выдержавшей два издания, «Хотьково. Очерки истории земли Радонежской», изданной к пятидесятилетию города Хотьково, альбома «Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры». Иллюстрировал книги «Лавра преподобного Сергия», «Колокольня Троице-Сергиевой лавры». Как фотограф участвовал в издании альбомов «Художник А.Н. Орлов», «Художник Н.К. Левинцев». По его инициативе была издана книга стихов В. Смолдырева «Запах клевера». С 1980-го года Н.Н. Соловьев публиковался в центральных изданиях - «Советская культура», «Голос Родины», «Огонек», «Отчизна», «Декоративное искусство», «Наше наследие» и др.

Отрывок статьи «СОАВТОР ПРИШВИНА-ФОТОГРАФА», опубликованной в газете «Вперед» №31 от 28.03.2006 г.:

«В 1997 году, в канун 125-летия со дня его рождения, сотрудники Дома-музея М.М. Пришвина, бывшей дачи писателя в подмосковном Дунино, решили подготовить выставку. Как известно, Пришвин был не только автором замечательных рассказов о природе и охоте, но и страстным фотографом. Пришвин с 1926 года десять лет жил в нашем городе в собственном доме на Комсомольской (ныне Вифанской) улице. Это было тяжелое время, когда атеистическое правительство вело кровавую войну с православной церковью. Пришвин ходил в Лавру каждый день. Фотографировал разбитые колокола, людей, наблюдающих за происходящим, делал записи в дневнике. Без малого семьдесят лет негативы, зафиксировавшие трагедию сброса колоколов с колокольни Троице-Сергиевой лавры, хранились в жестяной коробочке из-под чая с записью рукой Пришвина: «Когда били колокола». Задуманная работниками пришвинского музея выставка предполагала отразить именно этот период. Нужен был высококлассный фотограф, мастер, которому можно доверить уникальную работу по восстановлению, а затем изготовлению увеличенных копий снимков, историческую ценность которых ныне, когда они получили широкое распространение в многочисленных печатных изданиях, мы в полной мере осознали.
Наш Николай Николаевич Соловьев стал тем мастером, которому из рук в руки передали бесценные негативы. Позднее он рассказывал, с каким волнением приступал к этой работе, как испытывал внутреннее потрясение от увиденного на снимках, как открывал для себя еще одну грань таланта Пришвина — талант фоторепортера.
 

Тридцать снимков Пришвина, вернее сказать, тридцать увеличенных их фотокопий для выставки «Как били колокола» были подготовлены Николаем Соловьевым за два месяца — рекордно короткий срок. Их увидели жители Москвы, Тюмени (в этом городе Пришвин учился) и в Сергиевом Посаде.
 

Имя Н.Н. Соловьева, подготовившего выставочный вариант фотографий, на рекламных щитах не было раскрыто. И только в нашей памяти он остался безымянным соавтором Пришвина-фотографа.
Впрочем, сам Николай Николаевич никогда бы не согласился с таким высоким определением.»