Значение Троице-Сергиевой Лавры в истории России

В XVI веке – периоде становления российской государственности – Троице-Сергиева лавра
занимает особое место в общественной жизни России. Настоятель обители преподобный Сергий
почитается заступником и покровителем московских государей. В обычай входят
великокняжеские богомольные походы, часто пешком, к Троице и преподобному, обычаем
становится крещение наследников престола в Троицком соборе.
Молить о рождении сына ходила в 1478 году в Троицу супруга великого князя Ивана III
великая княгиня София Палеолог. По преданию, спускаясь от села Клементьева под гору к
монастырю, увидала она идущего ей навстречу «священнолепного инока, имеющего в руках
своих отроча младо», в котором узнала преподобного Сергия. Вскоре зачала великая княгиня
сына, который родился в марте 1479 года и был крещен в лавре, в Троицком соборе. В
ризнице монастыря хранится искусно вышитая шелком пелена – дар княгини Софии.
Сын Софии и Ивана III – «чудесно дарованный родителям преподобным Сергием» великий
князь Василий III. При этом князе Московское государство достигло своего наивысшего
могущества.
В лавре также был крещен сын Василия III, княжич Иван Васильевич, будущий великий князь
и царь Иван Грозный. В 1547 году, вскоре после свадьбы, он с супругой Анастасией
совершил богомольное путешествие в Троицкую обитель. Здесь в Троицком соборе они
молились о рождении наследника, о благополучном княжении. Вероятно, во время этого
богомолья к образу Святой Троицы преподобного Андрея Рублева был приложен великолепный
золотой, украшенный драгоценными камнями и эмалями оклад, хранящийся сейчас в лаврской
ризнице.
В 50-х – 80-х годах XVI века возмужавший великий князь Иван Васильевич превратил доселе
скромную лавру в обитель царскую не только по значению, но и по своему внешнему виду.
Повелением великого князя монастырь был укреплен каменной крепостной стеной (1540-1550),
украшен новыми каменными зданиями, включая величественный пятиглавый Успенский собор
(1559-1585).
Подкрепляя особое значение Троице-Сергиевой лавры в государстве, князь в 1561 году
сделал игумена лавры архимандритом, почтил его первенством и старейшинством между
архимандритами других монастырей, предоставил ему отличия в богослужении. Первый
Троицкий архимандрит и его преемники получили право употреблять в богослужении митру,
палицу и рипиды; облачаться перед литургией на середине церкви; по входе в алтарь с
Евангелием, во время пения «Святый Боже» осенять предстоящих благословением; принимать
святые дары в Царских вратах; приобщать святых тайн старейшего священника и разоблачаться также среди церкви.
В конце XVII столетия авторитет лавры, святыни ее древних храмов, мощь крепостных стен
стали надежной защитой для царской семьи на время стрелецкого бунта 1682 года. В 1689
году во время новой стрелецкой смуты лавра послужила опорой юному Петру в его борьбе
за престол с царевной Софьей.
Ранним утром 8 августа 1689 года прискакал Петр в лавру из подмосковного села
Преображенского, надеясь укрыться в Троицкой обители от «злоумышления на его жизнь»
царевны Софьи и московских стрельцов. В тот же день прибыли в монастырь мать, жена и
сестра царя Петра, а также верный ему стрелецкий Сухарев полк. Вскоре лавра и ее
окрестности наполнились и другими верными царю войсками, которые стали вокруг верст на
десять и поставили крепкие караулы по всем дорогам.
Благодаря поддержке Троице-Сергиевой лавры борьба за Московский престол закончилась
победой Петра. Из лавры Петр I начал править Россией. В октябре 1689 года молодой
самодержавный государь вернулся в покорную ему Москву.

В первой половине XVIII века Троице-Сергиева лавра достигла вершины своего влияния и
могущества. Скромная пустынь, братии которой часто не хватало еды, стала богатейшим
российским монастырем с многочисленными земельными вотчинами, городскими подворьями,
хозяйственными дворами. Сама лавра походила на большой красочный город в кольце мощных
крепостных стен.
Материал взят из книги "Возвращение к вере. Храмы Сергиево-Посадского района."