Сергиев.ru

Легко играть, если на душе всё хорошо

Легко играть, если на душе всё хорошо

С актёрами театра имени Вахтангова супругами Александром и Еленой Михайловыми я познакомилась на международном театральном фестивале "У Троицы", проходившем в Сергиевом Посаде в июле. От театра им. Е. Вахтангова они представили на конкурс одноимённый спектакль по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор". Пронзительность и искренность рассказанной со сцены истории о бесхитростной жизни и трагической смерти праведницы Матрёны настолько подкупила, что я не смогла не зайти в гримёрную, чтобы пообщаться с актёрами.

К слову, в таком непривычном амплуа супругов Михайловых мне, да и многим зрителям, довелось увидеть впервые. В прошлом за плечами Александра несколько ярких ролей, включая Ромео у Анатолия Эфроса, Михайло Ломоносова в отрочестве в кинофильме “Михайло Ломоносов: От недр своих”. Всенародную любовь ему принесла роль молодого помещика Федяшина в картине Марка Захарова “Формула любви”. Елену Михайлову (Черняк) зрители также хорошо помнят по кинофильмам “Полёты во сне и наяву”, где она сыграла стрелочницу и “Два гусара”, где актриса блестяще исполнила роль горничной Устюши.

Однако порой в нашей жизни случаются перемены, которые кардинальным образом меняют судьбу. Так случилось и с супругами Михайловыми, которые ради духовных исканий в 1987 году приняли решение уйти из театра. Казалось бы, на театральной карьере был поставлен крест, но получилось, что уход со сцены стал ступенькой к возвращению на подмостки, только уже в новом качестве, принёсшем актёрам интересные, глубокие и радующие зрителей роли.

— В Сергиевом Посаде вы уже не впервые. Часто у нас бываете?

Елена: С восьмидесятых годов в Загорск ездим. Когда мы раньше сюда приезжали, был ещё Советский Союз. Хорошо запомнились грязные электрички с запахом бутербродов и варёных яиц, которые народ, не стесняясь, поглощал прямо в вагонах. Мы тоже брали с собой что-нибудь перекусить, чай в термосе... Сейчас город сильно изменился. Я смотрю, сколько кругом уютных кафе, улицы чистые, как-то всё очень изящно.

Александр: В 1987 году в нашей жизни произошёл большой перелом, и мы ушли со сцены, потому что чувствовали, что искусство, которое несёт современный театр, очень тяжело, особенно для людей, которые пришли к вере. И стали певчими в храме в селе Гребнево, где настоятелем был наш духовник — отец Фёдор Соколов. Он вместе с воскресной школой стал нас возить на пасхальные и рождественские праздники в Троице-Сергиеву лавру, организовывал потрясающие поездки в академию и музей. С тех пор мы стали часто здесь бывать, останавливались в доме у племянника отца Иннокентия, который жил здесь с семьёй. Потом он стал священником и переехал в Москву. Так что это первый год, когда мы остановились в гостинице. Приехали в Сергиев Посад накануне, поэтому успели сходить в Троице-Сергиеву лавру, приложились к мощам святых Сергия и Никона, взяли святую воду. Конечно, чувствуется, что город сильно отличается от столицы в хорошем смысле слова. Здесь есть душевная теплота.

— Церковь неоднозначно относится к театральному искусству. Некоторые священники крайне негативно высказываются в адрес лицедейства и актёрской работы для православных людей. Что вас подвигло после десятилетнего перерыва вернуться на сцену?

Александр: Для нас творчество — это своего рода язык, на котором мы можем высказать важные для нас вещи. Тем более что наш духовный отец Федор Соколов всегда хотел, чтобы мы не оставляли творчество. Когда мы ещё в Тушино пели в храме Спасо-Преображения, он встретил нас возле трапезной и сказал: “Благословляю вас на творчество, всё, кроме анекдотов”. Так и пошло. И хотя отца Фёдора с нами нет уже 12 лет — он погиб в автокатастрофе — но его благословение, его молитвенную помощь мы чувствуем и сейчас.

А в 90-м году на наше творчество мы получили благословение от святейшего патриарха Алексия. С тех пор прошло 26 лет. За это время мы записали пять дисков и сделали три спектакля.

Елена: Когда мы пришли к Богу, стали очень остро чувствовать, какие роли не можем играть. А для театра это каприз: раз отказались, два, потом Господь помог — температура неожиданно поднялась... В какой-то момент Саша говорит: “Всё, я уже больше не могу”. И мы ушли в никуда. Потом закончили Свято-Тихоновский богословский институт, я — как регент церковного хора, Саша — как преподаватель Закона Божьего. С 2008 года мы играем в театре имени Вахтангова и сотрудничаем с театром “Глас” — это один из немногих театров, куда не страшно пригласить верующих людей. Для нас это важно.

— Среди зрителей, которые пришли на ваш спектакль, было много учителей и людей, которых мы видим в нашем храме. Это не случайно, люди шли именно на Солженицына. Сколько лет вы играете “Матрёнин двор”?

Александр: В этом году исполняется уже 10 лет, как мы играем этот спектакль, премьера состоялась в 2008 году к 90-летию Солженицына. Десятого апреля на малой сцене театра Вахтангова мы сыграли его в сотый раз. До этого “Матрёнин двор” никто не ставил и даже не рисковал. Однажды я услышал это произведение в аудиозаписи в исполнении Александра Солженицына и понял, что по рассказу можно сделать постановку для двух актёров. Но важно было это сделать профессионально. Когда я учился в Щукинском училище, у нас уже преподавал Владимир Иванов, который в своё время в таком же минималистском стиле поставил замечательный спектакль по Распутину “Прощание с Матёрой”. Идея ему понравилась, и мы начали репетировать.

К постановке подключился замечательный художник Вадим Обрезков, который до мельчайших деталей выстроил все декорации. А через три года художественный руководитель Римас Туминас взял “Матрёнин двор” в репертуар театра имени Вахтангова. Это произведение вечное. Оно будет актуально всегда, потому что речь идёт о внутренних человеческих страстях и выборе, который каждый делает перед своей совестью.

 

Беседовала Оксана Перевозникова

ТВОРЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

Александр Михайлов

Родился 18 августа 1961 года. В 1983 году окончил Театральное училище им. Щукина (курс Ю. В. Катина-Ярцева). В том же году принят в труппу Центрального детского театра (ныне РАМТ).

В 1987 году вместе с женой Еленой Михайловой (в девичестве — Черняк) ушёл из театра. В 1994 году начинают совместно выступать с сольными концертами духовных песен.

В 1997 году окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, получил степень бакалавра религиоведения.

В 2008 году в театре им. Вахтангова выступил автором идеи и сыграл главную роль Игнатича в спектакле по рассказу А. И. Солженицына “Матрёнин двор”.

Фильмография

1981 — “Тропинины” — Митя

1982 — “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” — рейнджер, враг Хоакина

1983 — “Июнь. Москва. Чертаново” — Василий Павлович Воскресенский

1984 — “Михайло Ломоносов: От недр своих” (1-я серия) — Михайло Ломоносов в отрочестве

1984 — “Формула любви” — Алексей Алексеевич Федяшев, провинциальный помещик

Елена Михайлова (Черняк)

Родилась 10 февраля 1957 года. В 1978 году окончила Театральное училище им. Щукина (курс А. Г. Бурова). В 1979 году принята в труппу ЦДТ (Центрального детского театра, ныне РАМТ). В 1987 году уходит из театра. В 1994 году начинает совместно с мужем Александром Михайловым выступать с сольными концертами.

В 1997 году окончила Православный Свято-Тихоновский богословский институт со степенью бакалавра искусств.

В 2008 году в театре им. Вахтангова сыграла главную роль в спектакле по рассказу А. И. Солженицына “Матрёнин двор”.

Фильмография

1982 — “Полеты во сне и наяву” — стрелочница

1983 — “Серафим Полубес и другие жители земли”

1984 — “Два гусара” — Устюша, главная роль

1985 — “Поцелуй”

1987 — “Старая азбука”

 

Дискография дуэта супругов Михайловых

1995 — “Слава Богу за все!”

1996 — “Пойте, детки, Господу”

1998 — “Тихая моя Родина”

2003 — “Душа грустит о небесах”

Фото @ Сергиев.ru