Сергиев.ru

Законы обиженных и оболганных

Законы обиженных и оболганных

В редакцию позвонили читатели с просьбой разъяснить две уже принятых законодательных инициативы: об оскорблении органов власти и о так называемых «фейках» — заведомо ложных новостях. Оба законопроекта Госдума принимала в один день, 7 марта.

А лучше и не смотрите в их сторону…

Под «законом об оскорблении» подразумевается пакет поправок, в частности  в КоАП РФ. Теперь в статье 20.1 «Мелкое хулиганство» появились два новых пункта, обозначающих ответственность за «распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации».

Наказывать за вышеописанное будут штрафом от 30 до 100 тысяч рублей, за повторную обиду высшие чиновники могут потребовать сатисфакцию от 200 до 300 тысяч рублей или арест на пятнадцать суток.

Почему только высшие? Государственную власть в РФ осуществляют Президент, Совет Федерации, Госдума, правительство и суды — о региональных и местных властях здесь речь не идёт. При этом статью КоАП 20.3.1. «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» или статьи УК за клевету никто не отменял. К слову, одна из множества логичных претензий к новым поправкам — они накладываются на другие ограничения, коих у нас в законодательстве с избытком.

Второй вывод, который можно сделать из текста статьи, — за ругань на кухнях пока не ловят, только за распространение, например посты в соцсетях. Не 37-й год, хотя общая тенденция налицо.

Чего понять не получается, так это что считать «неприличной формой» и «явным неуважением»: расплывчатые формулировки отдаются на откуп суду и экспертам. При этом поправки внесены и в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». По ним в статье 15.1-1 у интернет-высказываний появляется презумпция виновности: удалять сообщение провайдера обязывают в досудебном порядке сразу после обращения органа исполнительной власти, т. е. оно считается оскорбительным, пока не доказано обратное.

К Чайке за правдой

Теперь ко второй пачке поправок, которые коснулись всё тех же документов. В административном кодексе, по сути, появилось определение «фейка». Согласно ст. 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации», это распространение в СМИ, а также в интернете «заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений». Для того чтобы автор попал под административную ответственность, оно ещё должно создавать угрозу для здоровья, имущества, возникновения помех в функционировании инфраструктуры, или, например, может быть причиной массовых беспорядков — несанкционированный митинг, напомним, как раз подпадает под определение. В этих случаях за фейк обычный гражданин-распространитель получает штраф от 30 до 100 тысяч рублей, за повторную провинность — от 100 до 300 тысяч, а если сообщение не просто создало угрозу, а повлекло за собой что-то реальное, то от 300 до 400 тысяч рублей.

Определять достоверность будет енпрокурор РФ и его заместители. Что, конечно же, не мешает требовать с провайдера незамедлительного удаления информации в досудебном порядке. Если это СМИ, то хотя бы уведомят, а вот если страница в соцсети — блокировка без всяких сантиментов.

В пояснениях к законопроекту говорят, что должен быть доказан злой умысел и за репосты наказывать не будут, но ленту всё равно проверьте — срок давности по статье один год.

Новый дивный мир

Президент все поправки одобрил и подписал в конце марта, после чего они вступили в силу. Все нововведения имеют две специфичные черты. Во-первых, такие законы, как, например, знаменитый «пакет Яровой», в рамках чтений обычно смягчаются — но в данном случае, наоборот, суммы штрафов возросли. Во-вторых, от принятия до первого практического применения чаще всего проходит хотя бы несколько месяцев. Здесь вышло не так: уже 2 апреля издание Tjournal сообщило о том, что генпрокуратура впервые применила «закон о неуважении к власти». Под его действие попал ярославский городской портал 76.ru, опубликовавший новость о появлении на здании местного УМВД граффити с оскорблением в адрес президента. В результате 12 апреля сайт был заблокирован Роскомнадзором, а после удаления неприличного фото доступ был открыт вновь.

Другая история, случившаяся 6 апреля, касалась Елены Мизулиной. РБК со ссылкой на пресс-службу Совета Федерации, сообщил, что легендарный депутат собиралась написать жалобу в Роскомнадзор на «Московский комсомолец». Издание опубликовало сообщение о том, что Мизулина якобы попросила прокуратуру проверить законность занятий йогой в СИЗО — новость, по мнению депутата, была фейком, хотя и не очень понятно, какую угрозу она создавала.

В общем, с применением пока очень скомкано, хоть робкие шаги в эту сторону уже делаются. Подождём других подтверждённых фактов — если мы, конечно, сможем о них узнать. 11 апреля депутаты одобрили закон «об автономной работе российского сегмента Интернета». Это сообщение их, надеемся, не оскорбит.

Иннокентий Майоров

 

Фото @ Сергиев.ru