Сергиев.ru

А гараж-то не ваш…

А гараж-то не ваш…

Г осдума приняла в первом чтении законопроект о «гаражной амнистии», которая будет действовать до 1 января 2026 года. Документ вводит упрощённый порядок регистрации прав на гаражи, построенные до 31 декабря 2004 года (дата введения в действие Градостроительного кодекса). Механизм будет работать по аналогии с «дачной амнистией» и призван разгрести тот хаос, который сейчас творится с правами на гаражную собственность.

Хозяйские, но бесхозные

Как рассказала заместитель главы администрации округа Ольга Мурзак, на сегодня процент оформленных гаражей очень низкий. Мало кто из сергиевопосадцев имеет законное право на свою собственность. А значит, не может её ни продать, ни передать по наследству, ни подарить. Единственным выходом для граждан остаётся суд, но шансов выиграть дело со старыми документами практически нет.

В советское время редко кто из тружеников мог позволить себе такую роскошь, как личный автомобиль. Соответственно, потребность в гаражах была небольшая. Чтобы защитить свою собственность от угона, многие возводили боксы по принципу — там, где не мешает. Но постепенно благосостояние советского человека росло, автомобилей становилось всё больше. Для хранения личного транспорта стали организовывать гаражные кооперативы, место в котором можно было получить только от предприятия или организации. Законность права на гараж подтверждалась обычным договором между собственником и ГСК, членской книжкой. Примечательно, что многих организаций и ведомств уже в помине нет, а построенные их бывшими сотрудниками гаражи до сих пор на непонятно каком основании продолжают функционировать.

Пользуемся, и ладно

Именно такой логики придерживаются многие владельцы гаражных боксов. Зачем трудиться и оформлять имущество, которое они и сейчас используют, не платя при этом налоги? Но практика показала, что благополучие это только до поры до времени.

За примерами далеко ходить не надо. Пару лет назад при строительстве Западного объезда коллизия возникла с гаражами, расположенными перед Деулинским переездом. Новая дорога пошла аккурат по территории нескольких ГСК. Но финансовую компенсацию получили лишь те, кто юридически смог доказать своё право на гаражный бокс. Ответственных владельцев оказалось единицы

Чтобы выплатить людям компенсацию, администрации пришлось запрашивать информацию в нескольких источниках — БТИ, Росреестре и параллельно общаться с председателем кооператива, у которого оказалось гораздо больше сведений относительно зарегистрированных прав, чем давала выгрузка из ведомства. Например, у некоторых расположение гаражного бокса было прописано по адресу: Московская область, город Сергиев Посад, без указания названия ГСК. Такие гаражи очень сложно идентифицировать.

«В своё время была облегчённая процедура регистрации гаражей, но почти никто ей не воспользовался. Так и сейчас действует «дачная амнистия», мы отправляем порядка 6000 уведомлений в год, встречаемся с председателями СНТ, организовываем сборы садоводов, разъясняем, но всё равно процесс движется туго. Логика людей простая: «Мы же и так пользуемся дачей, зачем нам её оформлять?» Однако рано или поздно срок «дачной амнистии» закончится, и из простой процедуры оформление собственности превратится в сложную и очень затратную. А сейчас, потратив на госпошлину всего лишь 350 рублей, вы получите объект, который может наследоваться и продаваться», — поясняет Ольга Мурзак.

Замкнутый круг

В администрации не склонны обвинять всех владельцев гаражей в халатном отношении к своей собственности. Многие из хозяев довольно ответственные и даже пытались, как положено, зарегистрировать недвижимость, но упёрлись в несовершенство законодательства.

«Кто в своё время не воспользовался упрощённой процедурой регистрации гаражей, сталкивается с проблемой: в основном у всех гаражных кооперативов отсутствуют права на землю. Дело в том, что оформить земельный участок можно только тогда, когда абсолютно все гаражи зарегистрированы, а таких ГСК можно по пальцам пересчитать. И вот тут получается замкнутый круг. Такая ситуация по всей Российской Федерации. «Гаражная амнистия» должна помочь решить проблему», — рассказала Ольга Мурзак.

Что предлагают сделать?

Основная задача «гаражной амнистии» — обнулить старые юридические отношения и сформировать новые, со всеми полагающимися правами и обязанностями по узаконенной недвижимости. Процедуру обещают сделать максимально простой, прозрачной и бесплатной.

Алгоритм действий такой: владелец гаража должен обратиться в орган местного самоуправления за предоставлением земельного участка. Необходимый пакет документов — небольшой и включает техпаспорт на объект, подтверждение членства в ГСК и факта оплаты взносов.

«Когда гражданин обратится к нам за землёй, ему предоставят участок, и одновременно Росреестр будет ставить на кадастровый учёт гараж и регистрировать права на него. Если земельный участок ограничен в обороте, его предоставят в аренду», — пояснила Ольга Мурзак.

Пока не слишком понятно, как быть с «ракушками»: капитальным строением они не считаются, поэтому их невозможно оформить в собственность как гараж. В городе это наследие советского периода сильно портит внешний облик дворов, а в ряде случаев нарушает удобство проезда. Не исключено, что «ракушки» придётся снести без права хозяина получить что-либо взамен.

И последнее: нужно понимать, что законопроект в ходе чтения может претерпеть изменения, нюансов много, так что продолжаем следить за процессом.

Оксана Перевозникова

Фото Светланы Володиной

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ПАХОМОВ, депутат Государственной Думы:

— На прошлой неделе первое чтение прошёл законопроект о «гаражной амнистии». Проблемой неоформленных и неучтённых гаражей нужно было заняться давно, разговоры об этом шли последние пять лет. Но было непонятно, что именно нужно было амнистировать.

Во-первых, в правовом поле отсутствовало чёткое определение, что такое «гараж» как объект недвижимости. Во-вторых, не было инструмента для регистрации такого рода объектов. Порой у собственников гаражей, кроме членских книжек кооператива, нет никаких других правоустанавливающих документов. Другими словами, сегодня нет самого главного — правообладателя, то есть того, кто связывает право и сам объект недвижимости.

Важно отметить, что граждане не виноваты в том, что объекты недвижимости и земля, которыми они распоряжаются, не учтены, не оформлены и, соответственно, не защищены законом. То есть использование слова «амнистия» здесь условное.

Разрабатываемый документ должен исправить этот пробел в законодательстве. После принятия закона на оформление гаража будет выделено пять лет. Предполагается, что «гаражная амнистия» будет действовать до 1 марта 2026 года. При подготовке законопроекта был учтён опыт «дачной амнистии».

Эта программа хорошо себя показала: за 14 лет были зарегистрированы 14 млн объектов. Большая роль в «гаражной амнистии» будет отведена местному самоуправлению. По сути, оно возьмёт на себя всю работу по документальному оформлению этих объектов, что сократит временные издержки.

Ряд предложений, содержащихся в законопроекте, будет переведён в режим постоянно действующих норм. Ко второму чтению нам нужно рассмотреть и учесть все предложения, в том числе большой пакет поправок, который касается наследования гаражей. По данным экспертов из Росреестра и ФНС, оформить гараж и землю под ним смогут около 1 млн человек. Но не исключено, что желающих окажется гораздо больше. При доработке законопроекта я вижу важную задачу: нам нужно дать возможность всем гражданам добросовестно оформить свои гаражи, но при этом не допустить оформления откровенного самостроя.

Фото @ Сергиев.ru