Сергиев.ru

Архитекторы душ. Сергиевопосадская школа № 7 отмечает юбилей — 80 лет

Архитекторы душ. Сергиевопосадская школа № 7 отмечает юбилей — 80 лет

Сколько лет школе № 7, что у вокзала? Об этом сегодня, увы, не расскажет никто. Единственный документ, способный привязать учебное учреждение к исторической системе координат, — приказ о назначении директора, подписанный в 1942 году. Он явно не первый, но единственный сохранившийся: Великая Отечественная война напрочь стёрла более ранние следы. Но день рождения у школы, работающей по адаптированным основным образовательным программам, быть должен. 16 апреля она отметит свой юбилей: 80 лет со дня основания. О том, чем жила школа, чем живёт и будет жить в ближайшие годы, беседуем с её директором Татьяной Петровной ВОЛОХ.

— Что такое школа «осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»?

— Здесь учатся дети с особенностями психофизического развития по образовательным программам, адаптированным к их возможностям. Сейчас стараниями Управления образования Сергиево-Посадского городского округа это современное учебное учреждение, и не верится, что такими детьми серьёзно занимались уже 80 лет назад.

— Что известно об истории учебного заведения?

— Мы и вправду не знаем, сколько существует наша школа. Летоисчисление начинаем от 1942-го: из документов известно, что товарищ Шапошников, который в то время занимал должность директора, отбыл на фронт. На его место была назначена Иванова-Рымарь. Шапошников с войны так и не вернулся. По сути, этот приказ и даёт нам точку отсчёта. Изначально учебное учреждение располагалась на проспекте Красной Армии, где сейчас находится учебный центр «Нива», чуть позже — в бывшем медколледже.

Школа всегда считалась вспомогательным учреждением. До 1950-х годов она носила номер 6, здесь обучались только начальные классы. В шестидесятые программа расширилась, учили до 11 класса. Уже тогда школа работала в три смены: помещения были компактные, приспособленные, в том числе, и под трудовые мастерские. В 1989 году школа переехала в это здание на Вознесенской. Построено оно было по так называемому «южному» проекту.

— Квалификация педагогов тоже должна быть особенной?

— Да, из архива мы знаем, что уже в послевоенное время педагоги из Загорска регулярно ездили на учёбу в Москву, причём вместе с директором. В одной выписке так и говорится, что направлялись на «совещание по обучению и планированию». То есть учителей готовили к работе с особыми детьми уже тогда, государство вопросом занималось серьёзно. Вспомогательная школа в Загорске была одна, но надо было учиться обучать таких детей. И сегодня мы продолжаем повышать профессиональную квалификацию наших педагогов, они регулярно направляются в Академию социального управления в Москве.

Приоритетной задачей по-прежнему остаётся трудовое обучение, которое даёт возможность каждому ребёнку получать навыки будущей профессии, формировать социальные и жизненные компетенции. Так было и 80 лет назад, так есть и сейчас.

538 детей сейчас учатся в школе № 7

— Если говорить о трудовом обучении, что может предложить школа № 7 сегодня?

— Очевидно, что в принципе все дети разные: кто-то впоследствии поступает в вузы, а кто-то получает рабочую профессию, что тоже очень важно. Если общеобразовательные школы делают упор на освоение предметных областей, то мы реализуем не просто обучение, а осуществляем профориентационную работу. Мы должны помочь ребёнку понять, в каком профиле он сможет реализовать свои возможности. Ещё тогда, во времена СССР, школа давала определённый выбор: детей обучали столярному и швейному делу.

Кстати, в нашем архиве интересно представлены 1966- 1967 годы. Вот, например, один из педагогов прилежно отмечает: «Учениками было пошито 1100 наволочек, 665 простыней, 300 пододеяльников, 100 фартуков, 70 халатов и 100 других изделий. В столярной мастерской изготовлено 200 табуреток, 25 стульев, 76 лопаток, 2 шкафа». Представляете? И наши выпускники были востребованы, их услугами пользовались многие предприятия того времени.

Более того, они становились передовиками, уважаемыми людьми, попадали на Доски почёта. И, да, о них писали и в газете «Вперёд». Задействованы были в трудовом процессе и люди с серьёзными нарушениями, которые могли выполнять определённую работу по алгоритму, что снижало вероятность того самого человеческого фактора. К сожалению, сейчас этого нет, многое утеряно. Соответственно, не все наши выпускники востребованы в рабочих профессиях.

— К слову, есть мнение, что новые реалии могут изменить рынок труда.

— В 2014 году, когда я пришла работать в эту школу, мы выпустили детей исключительно по швейному направлению — и девочек, и мальчиков. Они даже не были швеями как таковыми, а так называемыми операторами швейного дела. Выбора не было, это стало для меня и личностным, и профессиональным шоком. И здесь очень пригодился наш архив и богатый опыт педагогов-предшественников. Сейчас мы даём детям возможность научиться азам штукатурно-малярного, поварского, слесарного, столярного и швейного дела. Плотно сотрудничаем с Сергиево-Посадским колледжем и Социально-экономическим техникумом в Хотькове, где наши дети продолжают обучение. Там же они могут получить и другие профессии, пусть и платно. Впереди большие планы: хотим открыть предпрофессиональную подготовку парикмахеров, обслуживающего персонала. Кстати, раньше, когда действовала вечерняя школа, наши дети закачивали и её, после чего они могли поступать и в другие учебные учреждения нашего региона.

— А если ученику не нравится столярничать, а видит он себя поваром?

— Начиная с пятых классов у нас действует политика выбора. Мы иногда меняем состав групп. Если ребёнку неинтересно быть столяром, зачем ему это нужно? Предлагаем попробовать другие занятия. Кстати, на тех же поваров большой спрос, так как хорошего специалиста найти очень непросто, а наши дети могут отлично работать по так называемым технологическим картам, по которым работают точки общепита. Да и тому же столярному или слесарному делу учиться у нас интересно: в школе современные классы, оснащённые передовым оборудованием. Хотелось бы расширить линейку профессий, но для этого не хватает ресурсов.

Всего в школе обучаются 538 детей, непосредственно в этом здании — 257 ребят. Нам сложно разместиться в 19 имеющихся классах, мы остро нуждаемся в расширении пространств. Есть также острая потребность в реконструкции и ремонте нашего стадиона, который нужно оснастить беговыми дорожками, футбольным полем, площадками для баскетбола и волейбола. Рассматриваем возможность привлечения спонсорской помощи. К сожалению, количество особенных детей увеличивается. Увы, таковы реалии сегодняшнего дня. Но все дети должны иметь право на образование, на достойную жизнь.

— Многие выпускники добивались успеха. Отслеживались ли их судьбы?

— Да, упоминания в архиве есть, но где сейчас они, те девочки и мальчики? 28 апреля школа будет отмечать свой юбилей, в связи с этим обращаюсь ко всем, кто является выпускником школы № 7 или знает их, откликнуться и прийти на торжество. 80 лет — серьёзная дата, которую очень хочется отметить всем вместе, с преемственностью поколений. Школе хочу пожелать удачи и процветания. Творите добро, оно вернётся сторицей!

Первый директор школы Н. А. Шапошников перед уходом на фронт, 1942 г.

Евгения НИКОЛАЕВА

Фото: Светлана ВОЛОДИНА

Фото @ Сергиев.ru