Сергиев.ru

Человек сердечной доброты

Человек сердечной доброты

Александра Жалченко с мужем, сыном и внуком

В Загорске в её «хозяйство» входили улицы Комсомольская (Вифанская), 1-я и 2-я Каляевские, Корбушенская, Огородная и прилегающие к ним территории.

ПОМОЩНИЦА В СЕМЬЕ ПИСАТЕЛЯ ЧЕХОВА

Родилась Александра Николаевна в 1897 году в Сергиевском посаде. По бедности маленькая девочка оказалась в услужении в семье известной актрисы Ольги Книппер-Чеховой. Ставила самовар, разносила записки в ближайшие дома, выполняла другие поручения. Хозяева Шурочку любили, до сих пор в семье хранится красивая фарфоровая французская чайная чашка, которую ей подарила Ольга Леонардовна на день рождения. Антон Павлович, как рассказывала потом Александра Николаевна, тоже к ней относился хорошо: то конфетку с улыбкой даст, то по головке погладит. Она увидела другую жизнь.

ШКОЛА В ЦЕРКВИ

В 1925 году её избрали председателем уличного комитета, а в 1928 году — в горсовет. Она и представить не могла, что её общественная деятельность продлится бессменно более сорока лет. Церковь Архангела Михаила в Берёзовом переулке на Красюковке закрыли в 1930 году. Там планировали разместить два больших склада.

Уличком Александра Жалченко пошла в исполком: «Разве так можно, склад? У нас ребятишки ходят далеко, в школу РККА к вокзалу. Давайте откроем в церкви начальную школу». Открыли, обустроили, а летом на радость детям она превращалась в пионерский лагерь. Сюда на встречи с ребятами приходил писатель М. М. Пришвин, живущий неподалеку. С ним и его первой женой Ефросиньей Павловной у Александры Николаевны сложились хорошие отношения. Писатель не раз приходил в их дом. Инициатива установить на фасаде дома М. М. Пришвина памятную доску также принадлежала ей, и осуществилась в 1960 году.

Пионерлагерь в закрытой церкви на Красюковке. 1937 год

ВОЙНА

Военные будни прибавили забот. Собирали средства на строительство танков и самолётов, посылки фронтовикам, вещи для отправки жителям освобождённых районов. Когда пошли похоронки, она ходила в осиротевшие дома, чтобы разделить горе с вдовами. А потом просила кого-нибудь из мужчин: сходи, помоги, тяжело ей с ребятишками.

Подростки росли без отцов, хулиганили. Она разговаривала с ними не как «начальник» улицы, а доверительно, как близкий человек. Для властей она была Александрой Николаевной, а для простых жителей — тётей Шурой.

Разгорится скандал у кого, в окно стучат: «Тётя Шура, помогите, там уже до драки дошло!» И она бросала домашние дела, бежала гасить семейный пожар. Если случалось серьёзное происшествие, милиция сначала ехала к уличкому, чтобы прояснить ситуацию.

БОЛЬШОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО

В середине 1950-х годов на Комсомольской и 1-й Каляевской улицах появился водопровод, колодцы уступили место колонкам. Большая роль в этом принадлежала уличному комитету и его активистам — Анне Дроновой, Евдокии Стрелковой, Елене Черновой и другим.

К Всемирному фестивалю молодёжи и студентов начали озеленять улицы. Договорились с лесхозом о саженцах лип — они долговечные и красивые в цвету. Активисты обошли дворы, попросили хозяев, чтобы каждый из них высадил по 2-4 выделенных саженца. Родственник уличкома Александр Петров один посадил два ряда лип на 2-й Каляевской улице. Все жители отозвались, и удивительное дело, почти все деревца принялись.

Внучка А. Н. Жалченко Вера Алексеевна рассказывает: «В некоторых домах жили пожилые или больные люди, поливать саженцы им было трудно. Бабушка поднимала нас рано утром и посылала на пруд, мы набирали воду и поливали их липы».

Благодарны ей жители и за асфальтирование улицы. Как депутат ходила по кабинетам Мособлисполкома, обращалась к директорам Скобянки, ЗОМЗа, завода № 6: «Ваши же рабочие ходят по грязи, терпят неудобства, давайте вместе решать проблему, помогайте!»

Совсем преобразились улицы, когда на них появилось хорошее освещение. На развилке улиц Комсомольской и Фестивальной открыли магазин, разбили рядом клумбу, поставили лавочки.

Порядок нужно было поддерживать, в этом А. Н. Жалченко была строга. Весь мусор из домов хозяева были обязаны собирать в мешки и ставить к липам. А она договаривалась с лесхозом о вывозе мусора на свалку.

Александра Николаевна была ещё и членом административной комиссии горисполкома. Приносила домой сумки с протоколами комиссии. Сидела ночами, обрабатывала. Уносила и приносила ещё.

Её опорой был муж Пётр Леонтьевич, музыкант по профессии, кларнетист. Зимой на пруду с активистами заливал каток, развешивал лампочки — здесь устраивали праздники.

Субботник на Комсомольской улице

ЕЁ НАГРАДЫ

Орденов и медалей у А. Н. Жалченко не было, её наградой были дети. Например, сын Валентин Петрович стал боевым лётчиком, воевал, был сбит подо Ржевом, чудом выжил, после войны назначен военным комендантом небольшого немецкого городка недалеко от Берлина.

Дочь Галина Петровна работала на почте, вырастила достойных детей.

Дочь Раиса Петровна была директором Московского кооперативного техникума, Заслуженный учитель РСФСР. Внук Николай Алексеевич был дипломатом.

Внук Евгений работал в институте игрушки главным инженером.

Зоя Александровна Холодова, родственница Александры Николаевны, говорила на эту тему: «Она отдавала себя людям без остатка, и детей вырастила — стойких, настоящих патриотов».

Отметим, что в этом семейном сообществе вырос Дмитрий Холодов, журналист «МК». Он родился в Загорске и хотя впоследствии жил в Москве, в детстве проводил в нашем городе каждое лето. За разоблачение коррупции в армии был убит в 1994 году, эта трагедия тогда потрясла страну.

Однажды председатель горисполкома Борис Киневский сказал: «Александра Николаевна достойна, чтобы улицу Комсомольскую переименовать в улицу Александры Жалченко». А она над этим только посмеялась. Умерла А. Н. Жалченко в 1972 году.

Валентина БОЛОТОВА

Выражаю большую благодарность З. А. Холодовой и В. А. Вихляевой за помощь в подготовке материала

Фото @ Сергиев.ru