— новости —

Если плохо учится. Как заставить беспросветного троечника хоть немного надкусить гранит науки?

Если плохо учится. Как заставить беспросветного троечника хоть немного надкусить гранит науки?

Сколько ни слушай басни про миллиардеров, которые носили домой из школы двойки целыми охапками, на душе легче не становится, если твой собственный ребёнок не хватает звёзд с неба. Одно дело взбалмошный Дональд Трамп, сын олигарха Фреда Трампа из Нью-Йорка, которому было гарантировано светлое будущее, другое — обычный пацан с Рабочки или Кирпички, которого со средним баллом в аттестате 3,5 не возьмут в колледж на бюджет. Потому и хотим, чтобы учился как можно лучше. Но что делать, если не хочет именно он? Разбираемся с помощью психолога Татьяны Ушаковой.

Метод № 1. Шантаж и угроза. Позиции самого популярного педагогического инструмента в истории цивилизации — кожаного ремня с металлической бляхой — в последние годы заметно пошатнулись. Бить детей, вне зависимости от их поведения, теперь антигуманно и противозаконно. Хотя современные родители, воспитанные по старинке, вспоминают о детских наказаниях с ностальгией. Иногда ведь доходило. Но не до всех. Иначе была бы у нас страна академиков с синяками на пятой точке.

‘‘ Вердикт специалиста Какое-то время этот метод поработает и ребёнок начнёт учиться из страха. Но в подростковом возрасте, когда бояться станет некруто, он учиться перестанет. Это те самые дети, которые берут на первом курсе института академический отпуск. Потому что их ничто не может заставить учиться.

Метод № 2. Рыночные отношения. Ещё в 90-е в семьях побогаче практиковала некое подобие зарплаты за хорошие оценки и штрафов за плохие. Пять рублей за «пятёрку» и «минус двадцать» за «двойку». Очень неплохие по тем меркам суммы. Самые жадные порой выбивались практически в отличники. Процесс учёбы иногда превращался в вымогательство. Ученик на контракте требовал у учителей ставить оценки за каждый сделанный шаг. Те, кто учился бесплатно, откровенно и по-чёрному ему завидовали, списывать не давали и всячески стремились чуть-чуть раскулачить с помощью родителей.

‘‘ Вердикт специалиста Для подростка, которому дают деньги за пятёрки, учёба становится не целью, а средством заработка. Аппетиты у детей по мере приближения к выпускному растут, и к 11-му классу «пятёрка» может стоить пару тысяч рублей.

Метод № 3. Критика с примером. Практикуется в семьях с завышенными ожиданиями, где мама с двумя красными дипломами, дочь кандидата наук, вышла замуж за успешного и пробивного папу. Любая школьная неудача в такой ячейке общества сводится к фразе «ты позор семьи, у нас таких идиотов в роду не было, а тебя подменили в роддоме». Расчёт идёт на то, что ученик стиснет зубы и захочет утереть нос снобам-родителям.

‘‘ Вердикт специалиста Если ребёнка мотивировать так, рано или поздно он скажет, что вас себе в родители не выбирал, а если бы выбирал, то выбрал бы не вас. В 13 лет история вызывает активный протест и может разрушать семейные отношения.

Метод № 4. Серёжа — молодец! Подход строго обратный. Действовать по принципу «доброе слово и кошке приятно» и «как вы яхту назовёте». Хвалить, поощрять, подбадривать, как киношные командиры подразделений американских «морских котиков» заряжают своих бойцов перед атакой. Позитивной реакции достойна и «пятёрка» по пению, и «четвёрка» по алгебре...

‘‘ Вердикт специалиста Это меньшее из бед. Говорить «я радуюсь твоим успехам» и «ты молодец» при наличии результатов можно и нужно. В конечном итоге, в человеке растёт именно то, что мы культивируем.

Метод № 5. Альтернативная педагогика. А что если отправить ребёнка в частную начальную школу, где вместо «четвёрок» и «пятёрок» педагоги в костюмах Супермэна или Бэтмена раздают слоты с энергией и магическими способностями. Все занятия проходят в игровой форме, и потенциальный двоечник, сам того не понимая, проникается любовью к дисциплинам.

‘‘ Вердикт специалиста Для начальной школы история в целом неплохая. Есть классы, в которых история с супергероями отлично зайдёт, а есть детские коллективы, где это вообще не сработает. Ребёнок снова вынужден дотягиваться до лучших, но он может быть Супергероем не потому, что отлично учится, а потому что есть другие достижения. Излишняя фиксация не полезна.

Метод № 6. Поощрение конкуренции. Андрей из шестого «А», вон, и разряд по шахматам имеет, и в олимпиадах участвует, в Физматлицей готовится поступать. Настоящий сын маминой подруги. А наш чем хуже? Честолюбивый подросток, услышав такие речи от родителей, должен начать рыть копытом землю и сворачивать горы на своём пути, попутно опрокинув бедолагу Андрея, который и не подозревал, что имеет опасного и завистливого конкурента.

‘‘ Вердикт специалиста Сравнение с другими людьми некорректно в принципе. Андрей, конечно, молодец, что олимпиады выигрывает. Но неужто жизнь на олимпиадах заканчивается? Для детей это вообще антипедагогично и антипсихологично. Родителям важно донести, что у каждого свои способности, есть сферы, где именно он может проявить себя.

Метод № 7. Светлое будущее. Подаётся в качестве антитезы мрачному. Не будешь учиться, будешь работать дворником. Ничего плохого в этом, конечно, нет. Но обидно будет всю жизнь потратить на эту профессию, не попробовав чего-то ещё. А если будешь учиться, на «Мерседесе» будешь ездить, вон, поехал дядька на S-классе, наверняка не филонил на уроках и учителям не грубил.

‘‘ Вердикт специалиста Навыки прогнозирования, что будет через 10 лет, не работают даже у взрослых. Что уж говорить о детях? Дети живут здесь и сейчас. Для них светлое будущее это завтра или через месяц. Плюс успеваемость в школе и светлое будущее связаны не напрямую.

Сергей РУНЬКО

Итоговый вердикт

Татьяна УШАКОВА, психолог Сергиево-Посадского социальнореабилитационного центра для несовершеннолетних:

— Учебная мотивация у детей формируется в дошкольный период. Дальше есть возможность доформировать в первом и втором классе, не позже. Если ребёнок в раннем детстве не наигрался — потребность в познании у него не появится. Для этих целей не подходят лото и шахматы. «Недоигранность» в младшей школе — одна из причин, по которой появляется зависимость от гаджетов у старшеклассников. Ребёнок не хочет учиться, если у него плохие отношения в детском коллективе и нет друзей. Произнося фразу «ты ходишь в школу для того, чтобы учиться, а не дружить», мы допускаем ошибку. Ребёнок в школу ходит для того, чтобы и дружить, и учиться. На учебную мотивацию пагубно влияет грубость педагога. Если на детей много кричат — они учиться не будут. Также её подкашивает ситуация, когда кроме учёбы в жизни ребёнка нет больше ничего: если школьник приходит после седьмого урока и садится за уроки. Чтобы повысить мотивацию в начальной школе, родители должны интересоваться не только оценками, но и учебным процессом. Детям трудно учиться, если не удовлетворены банальные физические потребности: они плохо и мало спят, неправильно питаются и не гуляют на свежем воздухе.