Сергиев.ru

Главная ёлка города

Главная ёлка города

Впервые такую ёлку решили установить на Советской (ныне Красногорской) площади через несколько лет после окончания войны. Кажется, это было в 1948-м.

В новогоднюю ночь, после того как часы пробили двенадцать раз, к площади по тихим заснеженным загорским улицам устремлялись весёлые компании детей и взрослых. Их встречали Дедушка Мороз и Снегурочка. Целую неделю главная ёлка города принимала гостей. Целую неделю вокруг лесной красавицы веселились ребятишки. Люди поздравляли друг друга с Новым годом и желали всем мира и счастья.

Прошли годы, пронеслись десятилетия, за окном – XXI век. Главная ёлка города сменила свою прописку. Теперь её устанавливают на другой площади – Советской, возле администрации, украшают совсем иными игрушками, да и сама она уже не живая, и не ёлка вовсе, а конструкция. Но, как и прежде, вокруг неё в новогоднюю ночь веселятся дети и взрослые. Как и прежде, они желают друг другу мира и счастья. С наступающим Новым годом, друзья!

Истребительный батальон

В июле 1941 года в Загорске для борьбы с дезертирами, провокаторами, диверсантами и паникёрами был создан истребительный батальон НКВД. Такие подразделения не были редкостью в городах прифронтовой зоны. Было принято решение формировать их в основном из добровольцев — молодёжи и пожилых, но ещё крепких мужчин непризывного возраста. Добровольцев учили владеть оружием, соблюдать строгую дисциплину и в случае необходимости вступать в схватку с неприятелем.

В городе бойцов истребительного батальона называли просто — загорскими ополченцами. И это справедливо: ребята добровольно вступали в ряды этого важного подразделения с надеждой, что через год-два станут солдатами Красной Армии, будут нещадно бить врага, мстить за своих отцов и братьев, на которых пришли похоронки. А если повезёт, с победой возвратятся домой.

Командиром загорского истребительного батальона был назначен А. Д. Титов, комиссаром — В. Е. Юденич. Батальон размещался в центре города, в здании института игрушки. Все бойцы находились на казарменном положении. Они охраняли заводы и фабрики, телефонную и телеграфную связь, вокзал, электростанцию, вылавливали в лесах дезертиров, задерживали и обезвреживали диверсантов.

На посту в подклете

Из воспоминаний бойца истребительного батальона Б. Безродного:

— Помню свой постоянный пост — склад, где хранилось оружие комитета обороны Загорска. Склад находился в подвале (подклете — Ред.) Успенского собора лавры. Бывало, стоишь на посту, кругом могильные плиты. Становилось жутковато, мороз крепкий, отбиваешь ногами чечётку, чтобы не отморозить. Там же, в Лавре, была пекарня, и оттуда так пахло хлебом, что до сих пор не могу забыть. Мы, ополченцы, были почти всегда полуголодные. Кормили нас там, где позднее был открыт ресторан “Отдых” (ныне ресторан “Русский дворик” — Ред.). В обед на первое давали суп “баланду”, на второе часто кисель, летом мы собирали крапиву, из неё нам варили крапивные щи... Трудное было время. Враг подошёл совсем близко к Москве, под Дмитровом шли кровопролитные бои. Опасность прорыва нашей обороны была реальной. Знаю точно, что если бы немцы подошли к нашему городу, ополченцы бы не дрогнули”.

Высадка диверсантов

В августе 1941 года наша разведка получила сообщение о том, что в районе Константинова намечена высадка вражеского воздушного десанта в количестве 8 человек, одетых в форму советских офицеров. У них было задание — вывести из строя линии электропередачи и связи, идущие через Загорск на Москву. Оперативная группа бойцов Загорского истребительного батальона перекрыла все дороги, просёлки и тропинки в предполагаемом районе высадки, установила засаду. Участники той памятной операции вспоминали позднее, как со стороны Константинова на Угличское шоссе вышли двое в форме лейтенанта и старшего лейтенанта Красной Армии. Боец Иван Волков проверил у них документы и командировочные удостоверения. В ответах на вопросы они путали названия близлежащих населённых пунктов. Сомнений не было — диверсанты. Быстрыми действиями Волкова и бойцов засады враги были разоружены. У них отобрали две финки, три пистолета, штамп с печатью и противогазную сумку, наполненную взрывчаткой. Таким же образом близ Иудино задержали ещё одного диверсанта. А ещё четверо из них сами пришли сдаваться в Ченцовский сельсовет. После допроса было установлено, что последний диверсант средних лет в форме старшины следует в сторону Загорска. Его обнаружили в деревне Красная Сторожка, где он пытался сменить знаки отличия и сбрить усы. Задержанный оказал вооруженное сопротивление, но это ему не помогло.

Стали солдатами

Задания у бойцов истребительного батальона были разнообразными. Например, такое: Шатурская ГЭС, питающая Москву электроэнергией, оставалась без топлива (заготовленный торф лежал на полях неубранный), и бойцов истребительных батальонов Подмосковья, в том числе и загорских ополченцев, отправили на его уборку. Работали они с рассвета до темноты.

Но было и ещё одно, может быть, даже самое главное задание — быть резервом для пополнения Красной Армии. Большинство бойцов загорского истребительного батальона в 1942—1943 годах стали солдатами. Среди них: Борис Безродный, Юлий Горшков, Михаил Фетисов, Анатолий Моисеенко, Владимир Перепелов, Михаил Покровский, Игорь Погребов, Александр Данилов, Николай Тяпов, Виктор Бухмин, Александр Белов и многие другие. По-разному сложилась их фронтовая судьба. Не всем посчастливилось дожить до Дня Победы. А те, кто вернулись, жили и работали во имя мира, который они защищали на полях сражений.

Лидия Гирлина

Фото @ Сергиев.ru