Сергиев.ru
Экология

Хвосты в землю, фильтрат на очистные

Хвосты в землю, фильтрат на очистные

24 мая пройдёт ровно месяц с момента запуска комплекса по переработке отходов «Север», расположенного недалеко от деревни Сахарово. КПО пока работает не на полную мощность, а жители окрестных населённых пунктов уже бьют тревогу: мол, мусоровозы сваливают на тело полигона всё подряд без сортировки. Экоактивисты опасаются, что скоро на месте лесных опушек вырастут мусорные Альпы.

24 вида вторсырья

Под комплексом по переработке отходов обычно представляется завод, где из мусора извлекают полезное сырьё и дают ему «вторую жизнь». Именно такое производство задумывалось на стадии проектирования и строительства КПО в Сахарове.

По факту комплекс в Сергиево-Посадском округе — это станция с тремя линиями сортировки мусора, тремя цехами для компостирования и картами полигона для захоронения непереработанных фракций — «хвостов». Смешанные отходы (из серых контейнеров) и первично отсортированные самими жителями (из синих) идут на разные линии. В настоящее время после машинного и ручного отбора бытовых отходов 10 % фракций отправляются на пресс и становятся брикетами вторсырья. Отдельно в брикеты фасуются пластиковые бутылки, жестяные банки, пластиковые упаковки, картон, белая бумага, цветная бумага, бутылки из-под молока — всего 24 позиции. Потом эти «мусорные параллелепипеды» продают перерабатывающим предприятиям. Директор Сергиево-Посадского комплекса Евгений Комаров говорит, что сортировочный цех может выдавать вдвое больше вторичного сырья. Однако пока в период пандемии на вторсырьё не находятся покупатели.

На данный момент на карты полигона отправляется около 90 % привозимого в КПО мусора. В основном, к «хвостам» относятся часто используемые нами тетрапаки, плёнки, пластиковые пакеты, средства личной гигиены. Получается, что переработке непосредственно в комплексе подвергается лишь небольшая часть отходов, пригодная для компостирования.

В режиме тестирования?

Неделю назад первый замначальника Главгосстройнадзора Тамерлан Алборов рассказал региональным СМИ о ходе строительства и пусконаладочных работах на КПО «Север» в Сергиево-Посадском городском округе. Общественность заволновалась. По официальным данным, к середине мая запущенный 24 апреля комплекс только отрабатывает все механизмы. Корреспондент газеты «Вперёд» побывала в Сахарове, чтобы убедиться во всём лично.

«В настоящий момент КПО «Север» принимает ежедневно порядка 500 тонн мусора на сортировку и около 150 тонн крупногабаритных отходов на дробление. Пока мы работаем в тестовом режиме, отрабатываем все технологические циклы. Через неделю будет введён в эксплуатацию цех компостирования, соответственно, процент хвостов будет меньше», — разъяснил директор комплекса Евгений Комаров.

Жизнь на предприятии кипит. По сравнению с предыдущим визитом наших корреспондентов, когда КПО открывали для высоких гостей и федеральных СМИ, сейчас мы застали непрерывный производственный процесс со всеми «прелестями» в виде стойкого запаха ожидающих сортировки куч отходов и очереди из сцепок мусоровозов. Комплекс работает без выходных, а все узлы производства исправно трудятся под нагрузкой.

Захоронение будет

«На карту полигона привозят только отходы после сортировки, так называемые «хвосты». Они разравниваются бульдозером и утрамбовываются катком, — продолжил экскурсию по предприятию Евгений Комаров. — По достижении двухметрового слоя отходов проходит изоляция суглинком. Далее для изоляции мы планируем использовать технический грунт, образованный после компостирования».

Захоронение «хвостов» в Сахарове — процесс необратимый. Но насколько безопасно такое хранилище для экологии, в частности, для грунтовых вод? По словам руководителя КПО, строительство карты полигона включает в себя снятие плодородного слоя почвы, укатку суглинистого слоя, укладку геотекстиля, геомембраны и засыпку слоем песка. Дренажная система карты устроена таким образом, что фильтрат будет накапливаться в резервуарах, а потом отправляться на очистные сооружения. Полученную техническую воду планируется сливать в водоёмы. На данный момент первая карта комплекса заполнена чуть больше, чем на 0,5 %. Со слов Комарова, эта территория рассчитана на объём захоронения в 2,5 миллиона тонн «хвостов».

Согласно территориальной схеме обращения с отходами Московской области, в КПО «Север» может быть отсортировано 450 тысяч тонн мусора в год, или 1200 тонн в день, что вдвое больше, чем сейчас. При благоприятном сценарии сортировки вторсырья на карту могут отправиться 70 % этих отходов, то есть 315 тысяч тонн в год. Если принимать во внимание возможности карт захоронений, озвученные директором Комаровым, то только первая карта может принимать хвосты почти семь лет. Напомним, что в данный момент ведётся строительство второй карты, не меньшей по размеру.

Мусор — это деньги

Тем, кто настроен пессимистично, стоит напомнить, что комплекс для владельца — это бизнес, который должен приносить максимальный доход. А значит, засыпать на картах всё подряд, без сортировки, означает упустить возможность дополнительно заработать на продаже вторсырья, и наоборот — потратить немаленькие деньги на работу оборудования и оплату труда сотрудникам сортировочного цеха. В этом случае предприятие ставит перед собой задачу увеличивать процент отходов, пригодных для дальнейшей переработки, и уменьшить количество «хвостов».

Дарья Трофимова

 

СПРАВКА

Комплекс по переработке отходов «Север» — седьмое предприятие, которое вводится в эксплуатацию с конца 2018 года, в рамках формирования новой системы по обращению с отходами на территории Московской области.

КПО построен компанией «РТ­Инвест», созданной в 2012 году при участии госкорпорации «Ростех». Владельцами КПО «Север» являются «Ростех» (25,01 % акций) и ООО «Царицын капитал» (74,99 % акций), владельцами которого значатся Андрей Шипелов и Вадим Агафонов. Гендиректором компании является Андрей Шипелов.

Наряду с бизнесменом Игорем Ротенбергом, «РТ­Инвест» является совладельцем и инвестором компании «РТ­Инвест Транспортные Системы» (РТИТС), реализующей проект по созданию системы «Платон» (взимание платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам).

Фото @ Сергиев.ru