Преподобный Сергий Радонежский — наш главный герой мирового масштаба.
На 700-летие его рождения было отмечено, что он оставил нам завет, утверждающий, что мы единением и любовью спасёмся. За этот завет преподобному нужно было бы поставить памятник из золота, на постаменте которого вырезать рассказ о его жизни и деяниях. Но нам неизвестен облик Сергия. Научная сотрудница Сергиево-Посадского музея-заповедника Галина Черкашина на основе анализа документов Лавры пришла к выводу, что покров XV в. с изображением некого святого, который с 1920-х гг. признаётся портретным изображением преподобного Сергия, нельзя считать таковым (Подмосковный летописец, №3 2014 г.).
До сих пор остаются спорными годы рождения, жизни и кончины основателя Троицкого монастыря. Сводку противоречивых сведений по датам этих событий дал ещё в начале XX века архимандрит Никон (Рождественский) в своей книге "Житие и подвиги преподобного Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца".
Неясны цели поездок преподобного Сергия к нижегородскому и рязанским князьям. Согласно общепринятой версии, в 1365 году игумен Сергий был членом посольства, направленного в Нижний Новгород для примирения местных князей. В начале 1367 года "женился князь великий Димитрей Иванович великого князя у Дмитрея Костянтиновича суздальского и нижегородского нижнего, поя дщерь его Евдокею..." Поздней осенью 1385 года преподобный Сергий отправился в Рязань, чтобы примирить Олега Рязанского с Дмитрием Московским. Осенью 1386 года московская княжна Софья Дмитриевна была выдана замуж за князя Фёдора, старшего сына Олега Ивановича Рязанского.
Одним из "тёмных" мест деяний преподобного является история основания Успенского Дубенского монастыря. Сведения об основании этого монастыря содержатся в редакциях жития преподобного и в летописях XV—XVI вв. В 1-й Пахомиевской редакции жития (она была составлена не позже 1438 года) в главе "О побежении татар и иже на Дубенке от монастыри" рассказывается, что после победы над татарами великий князь "...молив святого Сергия обрести место подобно, идеж церковь сотворити. И тако обретше место подобно призваж и князя великаго, и основаста церковь иж и вскоре церковь красну во имя Пречистые на Дубенке и составиша обще житие".
В Троицкой летописи начала XV века под 1379 годом записано: "Того же лета игумен Сергии, преподобныи старец, постави церковь во имя святыя Богородица, честнаго ея успениа, и украси ю иконами и книгами и манастырь устрои, и кельи възгради на реце на Дубенке, на Стромыне, и мнихи съвъкупи... а священа бысть та церкви тое же осени месяца декабря в 1 день".
Некоторые светские историки считают, что в летописи говорится о монастыре, основанном в честь победы на реке Воже в 1378 году. В житии преподобного Сергия рассказывается о монастыре, основанном в честь победы на Куликовом поле в 1381 году, вероятно, на месте современной деревни Пречистино Александровского района Владимирской области на речке, с XVIII века называющейся Верходубенкой. В документах XVI—XVII вв. она называется Дубенкой.
Отдельные исследователи истории средневековой Руси полагают, что в редакциях жития и в летописях рассказывается об одном и том же монастыре, основанном в 1379 году.
Противоречивы рассказы об обретении мощей преподобного Сергия. В Великих минеях — четьях, собранных в XVI веке. митрополитом Макарием, в житии преподобного Никона Радонежского, рассказывается, что последним была воздвигнута каменная церковь над гробом преподобного, но ничего не говорится об обретении мощей.
По одной из житийных версий, изложенной в собрании житий святых святителя Димитрия Ростовского, преподобный Никон предпринял построение каменного храма над гробом своего духовного отца во имя Живоначальной Троицы. Во время копания рвов для фундамента были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и на время поставили в деревянной церкви, пока не было приготовлено им место в каменном храме.
Согласно другой версии, после смерти Сергия к его гробу часто приходил молиться "некий властелин", владеющий селением, полученным от князя Владимира Андреевича Серпуховского. Однажды, когда исполнилось 30 лет со времени кончины игумена Сергия, этому человеку, задремавшему у его гроба, в тонком сне явился Сергий, говоря: "Скажи настоятелю обители сей: почему оставили меня погребенным под землей на много лет, и вода утесняет в гробе тело мое". Проснувшийся от этого видения "властелин", страхом и радостью одержим, рассказал о чудесном видении настоятелю обители игумену Никону и всей братии. И все "возрадовались радостью великой, говоря единодушно: "Слава тебе, Боже, что открыл нам недостойным сокровище чудное, богатство наше некрадомое, отец наш великий в чудесах". Когда в монастырь прибыл князь Юрий Звенигородский, "раскопали землю и открыл чудотворный он гроб, благоуханием аромата духовного наполненного", и увидели целое и нетленное тело святого и одежду, также не подвергшуюся тлению. Вода окружала со всех сторон гроб, но тела и одежд святого не касалась. 5 июля (13-го н. ст.) "в раку честно с псалмопением тело положили святого" (Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского).
По общему решению князя Юрия Звенигородского и иноков на месте могилы Преподобного Сергия был поставлен белокаменный Троицкий собор.
Троицкий монастырь был основан в пустоши Маковской в волости Радонежской. В среде троицкой братии преподобный Сергий в XV—XVI вв. прозывался Маковским, а об обители писали: "Троицкий монастырь в Маковце". После запустения Радонежа в годы Смутного времени начала XVII века преподобный Сергий получает прозвище "Радонежский", которое сохраняет по настоящее время. Впервые это прозвище стало широко использоваться в хозяйственных документах мелких землевладельцев и крестьян, и лишь к концу XVII века его стали часто употреблять представители средних и высших кругов общества.
Вопреки обычным правилам новое культурное явление зародилась в низах общества и стало распространяться вверх по социальной лестнице.
Не менее загадочны и чудеса, связанные с преподобным Сергием.
Владимир Ткаченко
Покров. Преподобный Сергий Радонежский. 20-е годы XV в.