Сергиев.ru

Светлана Вертипрахова: «Пожилые люди — самая строгая публика»

Светлана Вертипрахова: «Пожилые люди — самая строгая публика»

Светлана Вертипрахова приехала в Сергиев Посад шесть лет назад из далёкой Читы. Там она занимала руководящие должности — была и директором лесоперерабатывающего предприятия, и кадровиком, ответственным за персонал местной налоговой инспекции и администрации. Здесь женщина с головой окунулась в социальную сферу: вначале стала соцработником, а после — заведующей одним из отделений АНО «Комплексный центр социального обслуживания граждан».

Помочь выжить и жить

Сибиряки — народ интересный, с характером. Если попробовать описать его, то двумя-тремя прилагательными не обойтись. Трудолюбивые, предприимчивые, смелые, порой даже отчаянные, но умеющие сочувствовать: никогда не пройдут мимо того, кто нуждается в помощи.

Светлана Вертипрахова — типичная сибирячка. Говорит, трудностей и сложных решений она не боялась никогда. Начинала в лесоперерабатывающей промышленности: прошла путь от рядового работника предприятия до директора, после перешла в налоговую — стала заместителем начальника инспектора по кадрам. Ещё семь лет проработала кадровиком в администрации Читы. «Как я попала в Сергиев Посад? Вначале дочь с зятем перебрались в Москву, а позже и моего супруга позвали работать в Подмосковье — сейчас он работает во ВНИТИП в Птицеграде. Мы собрались да прилетели. Помню, что первые месяца два-три я не работала. Для меня вынужденный простой оказался сущим мучением, ведь я так не привыкла! Пошла как-то в пенсионный фонд, пожаловалась, что сложно сидеть дома, что работа нужна. Мне посоветовали стать социальным работником», — вспоминает Светлана Владимировна.

Сибирячку приняли в штат и тут же задействовали по максимуму. Спросили: будет ли она возить пожилую подопечную на гемодиализ? Та согласилась. С этого момента у Светланы Владимировны рабочий день начинался в пять утра — она помогала закатывать или выкатывать инвалидное кресло в автобус, сопровождала пожилую даму в медучреждении. Процедуру нужно было проходить три раза в неделю, остальные два рабочих дня она распределяла между другими подопечными. В тот момент их было десять человек.

Было ли трудно? Смеётся, что нет — во многом помог характер и природная расторопность.

«Социальный работник должен быть изначально ориентирован на сострадание и желание помочь, облегчить кому-то жизнь. По каждому подопечному есть своя «дорожная карта», как нынче модно выражаться, то есть перечень услуг, которые перечисляются при заключении договора на обслуживание. Мы и в магазин должны сходить, и за коммунальные услуги заплатить, и лекарства купить. Кого-то нужно накормить, помыть, прибраться. Наша работа — помогать людям жить. В этой профессии нет случайных людей, а  коллектив у нас стабильный и очень дружный», — рассуждает Светлана.

Старость — это не страшно?

Через некоторое время одна заведующая отделением ушла. И Светлана заняла её место:  «Я человек прямой, не люблю долгих разговоров, хождений вокруг да около. Предложила себя в качестве руководителя, говорю — не понравится, так пересмотрите решение, не страшно. Так и осталась». Сейчас под её началом 16 социальных работников, которые обслуживают свыше двухсот человек.

На вопрос «В чём сложности?» она отвечает так: «Мы работаем с пожилыми людьми, а это самая строгая публика. Выговор можно получить фактически за всё: молоко не то купила, что-то по дому сделала не так. Ой, ситуации бывают очень разные!» В каждом конфликте ей приходится разбираться лично. Всё остальное время занимают графики, отчёты, планы и договора. Без этого тоже никак — специфика работы.

Кстати, возраст потенциального «клиента» Центра сильно помолодел. По словам руководителя, ещё шесть лет назад за помощью к социальным работникам чаще обращались пожилые люди в возрасте 80-95 лет. Теперь же в числе подопечных есть даже шестидесятилетние, в основном — лица с инвалидностью. «Но трудности можно прожить очень по-разному. Например, была у меня бабушка, которая в 95 лет давала уроки русского языка. Вот представьте! Огненно-рыжие волосы, ухоженные ногти, выкрашенные в такой же оранжевый цвет, шёлковый костюм, который не у каждой молодой в гардеробе-то найдётся. И женщина она такая — знает, что сказать, когда сказать, единственно правильным тоном. Мы с ней до сих пор общаемся. Пока она была в силе, возили её на дачу, за яблоками. Да, дачу она сама тоже содержала!» — смеётся руководитель.

К сожалению, это скорее исключение, чем норма жизни. Бывает так, что дети годами не видят своих престарелых родственников. И в этом случае социальные работники фактически заменяют им дочерей и сыновей, внучат или племянников. «Часто интерес к судьбе стариков просыпается лишь тогда, когда возникает вопрос наследования. Увы. Мне кажется, что востребованность услуг социального работника будет продолжать расти. Мы нужны, часто без нас никак. Будем надеяться, что общество со временем станет добрее и что люди не будут бросать своих стариков», — говорит Светлана Вертипрахова.

Фото @ Сергиев.ru